Устав организации это локальный нормативный акт

Локально-нормативные акты образовательной организации: понятие, виды, перечень

Устав организации это локальный нормативный акт

Локально-нормативные акты – это документы, которые устанавливают определённые регламенты для многократного применения, обязательные для всех сотрудников организации, то есть обладающие нормативностью.

Признаки нормативных актов:

  • письменное оформление (не бывает устных нормативных актов);
  • принятие в установленном порядке;
  • действие на неопределённый круг лиц;
  • многократное применение;
  • создание с целью нормативного регулирования.

Стоит отметить, что ЛНА нельзя путать с нормативно-правовыми актами, так как понятие «правовой» применяется только к тем документам, которые принимаются органами власти.

Нормативно-правовые акты располагаются в определённой иерархии, где главный документ – Конституция РФ, за ней следуют федеральные НПА (законы и кодексы), а далее – региональные.

Документы низшей ступени не могут противоречить нормативно-правовым актам высшей ступени, и все акты должны соответствовать Конституции РФ.

В образовательной организации локальные нормативные акты тоже составляют собой иерархию. Локальным актом высшей юридической силы в организации следует признать ее устав, за ним идут приказы, положения и распоряжения. Документы образовательной организации не могут противоречить её уставу, региональному и федеральному законодательству.

На какие виды делятся ЛНА?

Локально-нормативные акты по степени значимости делятся на обязательные и необязательные.

Состав обязательных ЛНА определяется законодательством, необязательные же ЛНА не предусмотрены законодательством. Их учреждение принимает по своему усмотрению.

Например, должностные инструкции, положение об организации детского отдыха, положение об обучении сотрудников и так далее.

Для образовательных организаций обязательные ЛНА устанавливает статья 30 Федерального закона N 273-ФЗ. В ней говорится, что образовательные организации разрабатывают ЛНА по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе:

  • правила приёма;
  • режим занятий;
  • текущий контроль и промежуточную аттестацию (процедура, формы и периодичность);
  • перевод, отчисление или восстановление обучающихся (процедура и основания);
  • порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между ОО и обучающимися или их родителями (законными представителями).

Обратите внимание, что в этой статье нет указания на конкретный тип ЛНА – приказ, распоряжение или положение. Даются только темы этих документов.

К обязательным также относятся документы, регулирующие трудовые отношения: правила внутреннего распорядка, положение об аттестации, инструкции и правила, регламентирующие безопасность и охрану труда в учреждении, положение об оплате труда и другие.

Эти документы должны быть в любой организации и разрабатываются в соответствии с Трудовым кодексом РФ:

  • нормы ЛНА не должны ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями;
  • документы доводятся до сведения работников под подпись;
  • локально-нормативные акты носят обязательный характер. За неисполнение их положений работника могут привлечь к дисциплинарной ответственности, а работодателя – к административной.

По способу принятия ЛНА делятся на:

  • принимаемые руководителем единолично (штатное расписание, должностные инструкции, приказы, распоряжения);
  • принимаемые с учётом мнения представительного органа работников (положение о профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников). В таких случаях соблюдается порядок, предусмотренный статьёй 372 ТК РФ.

Мнение представительного органа работников учитывается при принятии:

  • документов, устанавливающих нормы труда (статья 162 ТК РФ);
  • графиков сменности (статья 103 ТК РФ);
  • положения об оплате труда (статья 135 ТК РФ);
  • правила внутреннего распорядка (статья 190 ТК РФ);
  • локальных актов, устанавливающих формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников (статья 196 ТК РФ).

По характеру действия выделяют ЛНА:

  • общие – распространяются на всех сотрудников организации (правила внутреннего распорядка, положение об оплате труда);
  • специальные – распространяются на определённую категорию работников (положение о том или ином подразделении, положение о направлении в командировки).

Чем руководствоваться образовательному учреждению при разработке ЛНА?

Почти все требования к ЛНА сформулированы в законе «Об образовании в РФ». Как этим пользоваться? Принцип довольно прост – если в учреждении возникает ситуация, описанная в норме закона об образовании, то также возникает и необходимость создания соответствующего локально-нормативного акта.

К примеру, статья 16 закона «Об образовании в РФ» предусматривает возможность получения образования дистанционно. Если образовательное учреждение собирается использовать эту возможность, то принимается соответствующий внутренний документ, если не собирается, то и необходимости в локально-нормативном регулировании нет.

Необходимость принятия локальных актов также обуславливается теми нормативно-правовыми актами, которые не регулируют ни образовательные, ни трудовые отношения. К примеру, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязывает все организации принимать меры по предупреждению коррупции.

В письме от 1 апреля 2013 года Минобрнауки рекомендует к принятию те ЛНА, которые регламентируют:

  • правила приёма;
  • режим занятий;
  • обучение по индивидуальному учебному плану;
  • формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
  • порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся;
  • размер стипендии и платы за пользование жилым помещением в общежитии для обучающихся;
  • порядок и формы проведения итоговой аттестации и другие.

Всего в письме приводится перечень из 28 локальных нормативных актов, принятие которых входит в компетенции образовательных организаций и их учредителей (пункт 19.34).

Минобрнауки предлагает руководителям образовательных организаций при работе с документами использовать Методические рекомендации, изложенные в письме министерства от 20 декабря 2000 года N 03-51/64. В этом письме содержатся требования к составлению конкретных видов организационных и распорядительных документов, правила систематизации и хранения документов, порядок работы с ними.

Как принимаются ЛНА в образовательной организации?

Процедуру разработки, принятия и утверждения локальных нормативных актов определяет сама образовательная организация. Эта процедура, как правило, закрепляется в уставе учреждения.

Важно, чтобы язык документов был понятен людям с различным уровнем образования, так как локальные нормативные акты образовательной организации интересны не только работникам этого учреждения, но и родителям или самим обучающимся. В идеале текст документов нужно писать так, будто вы пишите для шестнадцатилетнего подростка: просто и с минимумом специальных терминов.

Порядок разработки локальных нормативных актов:

  1. Определение вопросов, по которым необходимо принятие ЛНА. Проекты документов разрабатываются по решению администрации, педагогического совета, общего собрания сотрудников учреждения и родительского комитета.

Внести на рассмотрение вопрос о разработки и принятии локально-нормативного акта вправе любой сотрудник учреждения.

  1. Определение этапов и сроков разработки документа. Как правило, они устанавливаются ещё на этапе обсуждения.
  2. Создание рабочей группы по разработке ЛНА. Администрация поручает эту работу какому-то подразделению, третьему лицу или разрабатывает проект самостоятельно.

Важно грамотно распределить задачи между сотрудниками: кто составит документ, кто его проверит на соответствие законодательству, а кто его правильно оформит.

Рабочая группа по разработке ЛНА может включать в себя не только представителей администрации и педагогических работников, но и членов общественного совета, родителей обучающихся и самих обучающихся (например, представителей ученического совета).

  1. Подготовка локально-нормативного акта: рабочая группа готовит проект документа, обосновывает необходимость в этом акте и предусматривает последствия его принятия.
  2. Проект выносится на обсуждение. Разработанный документ обсуждается на заседании органа, где он утверждается или же отправляется на доработку. Утверждение ЛНА оформляется протоколом. Могут быть и другие формы представления на обсуждение: размещение проекта на информационном стенде, сайте образовательного учреждения и так далее.
  3. Дальнейший шаг – введение ЛНА в действие. Для этого руководитель издаёт соответствующий приказ. Со дня его издания локально-нормативный вступает в силу.

Обратите внимание, что в некоторых случаях локальные акты должны приниматься с учётом мнения представительного органа работников (статья 8 ТК РФ). Таким органом может быть профсоюзный комитет.

Порядок учёта мнения описывается в статье 372 ТК РФ. Профком выражает своё мнение по проекту ЛНА в письменной форме и передаёт руководителю организации до пяти рабочих дней со дня получения документа.

Если профком не согласен с принятием ЛНА, то руководитель в течение трёх дней проводит дополнительные консультации с комитетом. Если же к общему решению прийти так и не удалось, то возникшие разногласия оформляются протоколом. После этого руководитель вправе принять локальный нормативный акт, который профком может обжаловать в суде или в госинспекции труда.

Елена Зачёсова на июньском вебинаре «Три стратегии деятельности образовательных организаций в условиях постоянного реформирования системы образования» рекомендовала унифицировать все документы, чтобы упростить процесс разработки, то есть создать шаблоны.

Сделайте так, чтобы все положения начинались единым образом – например, «Настоящее положение описывает то-то и то-то» или «Настоящее положение создано с целью регламентации такой-то и такой-то деятельности».

Создание шаблонов сильно упростит вам жизнь, со временем это станет для вас спасением.

Ещё будет хорошо, если вы выберете отдельного человека, который будет вычитывать все эти ЛНА, сверять их с уставом, федеральным и региональным законодательством, проверять на предмет ошибок и опечаток.

Например, вы в каком-то положении ссылаетесь на закон «Об образовании в Российской Федерации», но неверно указали номер закона – вместо N 273-ФЗ написали N 263-ФЗ.

Казалось бы, незначительная опечатка в ЛНА делает документ недействительным.

Принятие локально-нормативных актов не является, чем-то выходящим за пределы понимания, но если недооценивать серьёзность работы с документами, то это приведёт к просчётам в деятельности организации, осложнит её. Локальные нормативные акты разрабатываются и принимаются в образовательной организации коллективно, командой. Это задача руководителя – сформировать команду единомышленников и организовать её работу. 

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО», который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Источник: https://academy-prof.ru/blog/lna-v-obrazovatelnoj-organizacii

Локальные нормативные акты организации

Устав организации это локальный нормативный акт

В определении понятия «локальные нормативные акты» (далее — ЛНА) большую роль играет ст. 8 ТК РФ. В ней оговорено, что это документы, которые создает организация в рамках своих компетенций с опорой на нормы трудового законодательства.

Еще один важный момент — локальные нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение для всех или нескольких работников.

Это значит, что приказ об отпуске на конкретного работника, трудовой договор или график сменности нельзя рассматривать как ЛНА.

ЛНА имеют подзаконный характер, конкретизируют нормы федерального законодательства, уточняют особенности работы у определенного работодателя или на определенной должности. Эти документы позволяют автоматизировать и унифицировать многие процессы в организации.

Очень важно помнить, что ЛНА не могут ухудшать положение работника в сравнении с нормами централизованного законодательства. Например, в Правилах внутреннего трудового распорядка может быть предусмотрен увеличенный дополнительный отпуск определенным категориям работников, но ни в коем случае отпуск не может быть меньше установленного законом.

При этом локальные нормативные акты работодателя должны быть доведены до сведения работника под роспись. Если он не исполняет положений кадрового документа, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности. Организации в случае нарушений грозит административная ответственность.

Издавать и утверждать ЛНА могут и обязаны работодатели — юридические лица и индивидуальные предприниматели, если они не относятся к микропредприятиям.

Важно! С 2017 года микропредприятия могут отказаться от утверждения всех или нескольких ЛНА. Такое право им предоставляет новая глава ТК РФ — гл. 48.1 (Федеральный закон от 03.07.2016 № 348-ФЗ). Напомним, что критерии для микропредприятий не так давно тоже претерпели изменения (п. 10 ст. 10 Федерального закона от 29.12. 2015 № 408-ФЗ).

А конкретнее?

Как мы уже сказали, точного перечня локальных нормативных актов не существует, как нет и указаний на то, какие из них являются обязательными. В этом основная сложность работы с кадровыми документами.

Можно выделить условно обязательные. Это те, наличие которых прописано в Трудовом кодексе, их чаще всего и запрашивают надзорные органы при проверке. К таким ЛНА можно отнести Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ), Положение об обработке персональных данных работников (ст. 86 ТК РФ), Положение об охране труда (раздел X ТК РФ).

Однако способов оформить требования трудового законодательства может быть несколько, отсюда и вариативность в списке документов. Например, в ТК РФ прописано требование обозначить основные трудовые функции при приеме человека на работу. Работодатель может сделать это двумя способами: вписать их в трудовой договор или ознакомить нового сотрудника с должностной инструкцией.

Кроме того, большое значение имеет и специфика деятельности предприятия или отдельных категорий его сотрудников: работа, требующая обязательного медосмотра, деятельность, связанная с коммерческой тайной, и пр. В такой ситуации определить, какие из документов являются обязательными для работодателя, а какие факультативными, очень сложно.

Ниже представлен список локальных нормативных актов, которыми должны/могут пользоваться работодатели, чтобы регулировать трудовые отношения с работником. Это общие документы, действие которых распространяется на весь коллектив или на некоторые категории работников:

  1. Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ).
  2. Положение о коммерческой тайне (Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»).
  3. Должностные инструкции (письмо Роструда от 09.08.2007 № 3042-6-0) — документ нужен, если трудовые функции не прописаны в трудовых договорах.
  4. Положение об оплате труда работников, Положение о премировании и материальном стимулировании работников (раздел VI ТК РФ).
  5. Положение об обработке персональных данных работников (ст. 86 ТК РФ).
  6. Положение об охране труда (раздел X ТК РФ).
  7. Инструкции по электробезопасности, пожарной безопасности и охране труда (раздел X ТК РФ).
  8. Штатное расписание (Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).
  9. График отпусков (ст. 123 ТК РФ, Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1) — точки зрения на этот документ расходятся, чуть ниже мы поясним ситуацию.

Обратите внимание, должностные инструкции долгое время составлялись на основе ЕТКС. Сейчас идет процесс утверждения профессиональных стандартов. Для определенных профессий они уже являются обязательными. В остальных случаях профстандарты могут стать хорошей основой для разработки должностных инструкций.

Перечень локальных нормативных актов может быть дополнен положениями об отпусках, командировках, об аттестации персонала и пр. в соответствии с потребностями работодателя.

Широкое поле для трактовок Трудовой кодекс РФ оставляет и в отношении штатного расписания. Работодатель не обязан знакомить с ним работника, однако в письме Роструда от 15.05.

2014 № ПГ/4653-6-1 говорится, что штатное расписание все же входит в группу локальных нормативных актов. Та же ситуация складывается с графиком отпусков.

В любом случае руководитель должен помнить, что это обязательные кадровые документы, их наличие обусловлено требованиями федерального законодательства.

Стройте штатное расписание и график отпусков в программе Контур-Персонал.

Узнать больше

Очень часто к локальным нормативным актам работодателя относят коллективный договор и отраслевые соглашения, меж тем гл. 7 ТК РФ прямо указывает на то, что они являются правовыми актами и регулируют социально-трудовые отношения.

Разработать, утвердить, согласовать

Локальные нормативные акты имеют определенный порядок оформления, который устанавливается внутренним приказом руководителя. В разработке ЛНА могут принимать участие разные специалисты, включая руководителей профильных подразделений: вопросы оплаты труда курирует бухгалтер или экономист, правила внутреннего распорядка составляются при участии кадровика и пр.

После того как подробно прописаны все детали, документ должен быть согласован с другими структурными подразделениями. Свои замечания специалисты передают в письменной форме.

Трудовой кодекс утверждает правило согласовывать локальные акты еще и с профсоюзной организацией или с представительным органом работников (ст. 372 ТК РФ).

В течение пяти дней их представители могут выдвинуть свои предложения в письменной форме. Но надо помнить, что эти формирования являются добровольными, на предприятии их может не быть.

В таком случае документы руководитель утверждает самостоятельно.

Как правильно составить ЛНА

Трудовое законодательство не утверждает четких требований и к тому, как следует оформлять локальные нормативные акты. В большей степени это зависит от содержания конкретного документа.

Однако руководителю предприятия и специалисту кадровой службы стоит ориентироваться на ГОСТ Р6.

30-2003, в котором изложены требования к организационно-распорядительным документам, которые актуальны и для ЛНА.

Бланк локального нормативного акта содержит:

  • название организации согласно учредительным документам;
  • наименование документа (положение, правила и пр.);
  • номер документа, дата и место его утверждения либо документ, которым он был утвержден;
  • виза согласования, если документ согласовывался с вышестоящими организациями;
  • специальная отметка, если есть приложения к документу;
  • виза утверждения руководителем;
  • дата, когда документ вступает в силу, если она отличается от даты подписания и если это не прописано в документе, который утверждает ЛНА.

И не забудьте о главном

Статья 22 ТК РФ обязывает работодателя под роспись знакомить работников с локальными нормативными актами, связанными с их трудовой деятельностью. Большинство кадровых документов сотрудник изучает в момент принятия на работу (ст. 68 ТК РФ).

В ходе трудовой деятельности работник тоже знакомится с документами в тех случаях, когда:

  • на предприятии утвержден новый локальный нормативный акт, касающийся непосредственно этого человека;
  • изменившиеся условия труда работника требуют дополнительно урегулировать трудовые отношения.

Утвержденного порядка, как знакомить персонал с ЛНА, нет. Работодатель может выбрать любой из вариантов:

  • оформить отдельный журнал ознакомления работников с локальными документами;
  • к каждому ЛНА в качестве приложения составить лист ознакомления;
  • в качестве приложения к трудовому договору подготовить перечень ЛНА, с которыми знакомится сотрудник.

В части локальных нормативных актов работодателя в трудовом законодательстве множество неурегулированных моментов, тем сложнее задача специалиста кадровой службы.

От того, насколько полно и правильно составлены документы, соблюдены все процедуры оформления, зависит решение многих спорных вопросов.

Разработка локальной нормативной документации — это не только обязанность работодателя, но и его «страховка» от конфликтов с недобросовестными работниками.

Источник: https://kontur.ru/articles/4768

Учредительные документы юридического лица, а также локальные нормативные акты в организации

Устав организации это локальный нормативный акт

К составлению учредительных документов юридического лица нужно отнестись с большой серьезностью, поскольку неточности при их оформлении могут впоследствии обернуться разного рода неприятностями.

В настоящее время самой популярной формой организации юридического лица является общество с ограниченной ответственностью. Предлагаем на его примере рассказать о важности корпоративных документов общества.

В соответствии со ст. 12 ФЗ об ООО, устав – единственный учредительный документ общества с ограниченной ответственностью и основной корпоративный документ. Перечень сведений, которые должен содержать Устав определен в законе об ООО:

  • полное и сокращенное фирменное наименование общества;
  • сведения о месте нахождения общества;
  • сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством ;
  • сведения о размере уставного капитала общества;
  • права и обязанности участников общества;
  • сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества, если право на выход из общества предусмотрено уставом общества;
  • сведения о порядке перехода доли или части доли в уставном капитале общества к другому лицу;
  • сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам;
  • иные сведения, предусмотренные законом.

Устав общества может также содержать иные положения, не противоречащие закону: например, о видах экономической деятельности.

Устав ООО должен быть утвержден общим собранием учредителей, если их несколько, о чем составляется протокол либо решением единственного учредителя.

Устав хранится в обществе в оригинальном экземпляре либо в копии, но в любом случае на нем должны быть проставлены оригинальные отметки налогового органа.

При необходимости в Устав можно внести изменения, оформив для этого необходимые документы: принять устав в новой редакции (в этом случае новая редакция сменит старую), либо оформив вносимые изменения в качестве отдельного документа (документ станет неотъемлемой частью Устава).

При создании ООО несколькими лицами заключается договор об учреждении общества, который определяет порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, размер и номинальную стоимость доли каждого из учредителей общества, а также размер, порядок и сроки оплаты таких долей в уставном капитале общества. Учредительный договор не является учредительным документом общества.

Очень важным документом для общества является решение учредителей о создании общества, поскольку оно является первым решением и основным. Этим же решением утверждается Устав общества.

Согласно ч.1 ст. 31.

1 Закона об ООО общество ведет список участников общества с указанием сведений о каждом участнике общества, размере его доли в уставном капитале общества и ее оплате, а также о размере долей, принадлежащих обществу, датах их перехода к обществу или приобретения обществом, и обязано обеспечивать ведение и хранение списка участников с момента государственной регистрации общества.

Устав юридического лица иной формы организации будет учитывать специфику его предназначения. Например, устав акционерного общества должен содержать сведения о количестве, номинальной стоимости, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типах привилегированных акций, размещаемых обществом и т.д.

Чтобы урегулировать порядок участия в обществе и управления им, участники могут утвердить и другие внутренние документы (положения, регламенты и т. п.), которые должны соответствовать уставу. Внутренние документы определяют индивидуальность организации.

Вопрос об утверждении внутренних документов относится к исключительной компетенции общего собрания участников, но при этом уставом общества может быть отнесен к компетенции единоличного исполнительного органа.

Например, в уставе может быть прописано, что определенный внутренний документ утверждается генеральным директором.

Какие же документы относятся к внутренним документам ООО? Подпишитесь и узнайте!

Локальные нормативные акты организации

Локальные (корпоративные) правовые акты являются основным правовым средством регламентации труда сотрудников фирмы. Определение локального нормативного акта дает ст.

8 Трудового кодекса РФ: локальный нормативный акт – документ, содержащий нормы трудового права, который принимается работодателем в пределах его компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

Эти акты носят нормативный характер, распространяют свое действие исключительно на сотрудников фирмы и характеризуются следующими чертами: содержат обязательные правила поведения, влекущие юридические последствия; рассчитаны на многократное применение; адресованы неопределенному кругу работников.

К локальным нормативным актами относятся: Правила внутреннего трудового распорядка, различные положения (о персональных данных, об оплате труда, об аттестации, о командировках), инструкции по охране труда, должностные инструкции и т.п.

Много споров вызывает отнесение к локальным актам штатного расписания, графика отпусков и приказов руководителя. Роструд, например, неоднократно относил штатное расписание и график отпусков именно к локальным нормативным актам.

А приказы по своей сути ближе к организационно – распорядительным документам.

Основные общие требованиям к локальным нормативным актам:

  • акты принимаются работодателем единолично или с учетом мнения представительного органа работников;
  • нормы актов не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями (ч. 4 ст. 8 ТК РФ);
  • локальные нормативные акты доводятся до сведения работника под роспись;
  • локальные нормативные акты носят обязательный характер. За неисполнение их положений работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности, а работодателя – к административной.

Есть локальные акты, обязательное наличие которых в организации установлено законодательством: например, Положение о персональных данных (п. 8 ст.

86 ТК РФ); документ, устанавливающий систему оплаты труда, например Положение об оплате труда (ч. 4 ст. 135 ТК РФ); правила внутреннего трудового распорядка (ч. 4 ст. 189 ТК РФ); правила и инструкции по охране труда (ч. 2 ст.

212 ТК РФ); документ, определяющий порядок аттестации (ч. 2 ст. 81 ТК РФ).

Является ли коллективный договор локальным нормативным актом? Подпишитесь на нас, и получите ответ на этот вопрос!

Коллективный договор

Итак, про само понятие «коллективный договор», содержащееся в ст. 40 ТК РФ мы уже говорили. Теперь поговорим о его содержании.

Примерный перечень вопросов, которые можно урегулировать коллективным договором, содержится в 41 Трудового кодекса РФ:

  • формы, системы и размеры зарплаты;
  • выплата пособий, компенсаций;
  • механизм регулирования зарплаты с учетом роста цен, уровня инфляции;
  • занятость, переобучение, условия высвобождения сотрудников;
  • рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
  • улучшение условий и охраны труда сотрудников, в том числе женщин и молодежи;
  • соблюдение интересов сотрудников при приватизации государственного и муниципального имущества;
  • экологическая безопасность и охрана здоровья сотрудников на производстве;
  • гарантии и льготы сотрудникам, совмещающим работу с обучением;
  • оздоровление и отдых сотрудников и членов их семей;
  • частичная или полная оплата питания сотрудников;
  • контроль за выполнением коллективного договора;
  • порядок внесения изменений и дополнений в коллективный договор;
  • ответственность сторон коллективного договора;
  • отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора.
  • Помимо указанных выше, в коллективном договоре могут быть урегулированы и иные вопросы. Например, соответствующими разделами могут быть предусмотрены дополнительные гарантии для лиц с семейными обязанностями и многодетных сотрудников, негосударственное пенсионное обеспечение сотрудников, страховка для сотрудников, оплата мобильной связи и проезда на общественном транспорте, проведение корпоративных мероприятий и прочее.

Источник: https://corplip.ru/articles/uchreditelnyye-documenty-yuridicheskogo-lica

Локальные нормативные акты организации: что это, перечень основных документов

Устав организации это локальный нормативный акт

Чтобы учесть специфику деятельности и адаптировать существующие нормы законодательства в отношении компании, ответственные лица на предприятии могут оформлять локальные нормативные акты.

Эти документы конкретизирует положения законов и устанавливают правила, которые не были рассмотрены в них, но необходимы для урегулирования трудовых отношений.

Существует обязательный локальные нормативные акты организации перечень.

Что такое локальные нормативные акты (ЛНА)

Локальные нормативные документы это правила, которые создаются и утверждаются внутри строго определенного субъекта бизнеса для регулирования взаимоотношений между администрацией фирмы и ее наемного персонала.

Чтобы улучшить условия труда работников, обезопасить их деятельность, максимально качественно задействовать трудовые ресурсы оформляются локальные нормативные акты содержащие нормы трудового права.

При необходимости эти документы помогают разрешать возникающие споры с сотрудниками и избегать ситуаций, когда организацию могут привлечь к соответствующим мерам ответственности.

Локальные нормативные акты разрабатываются на основании положений законов и не могут им противоречит. Если они ухудшают положение работающих на предприятии лиц, то тогда они признаются недействительными либо в указанных рамках, либо полностью в целом.

Порядок разработки и принятия локальных нормативных актов определяются законодательно в связи с важностью данных нормативов. Создают их, как правило, специалисты разных сфер деятельности — экономисты, правоведы, кадровики и т. д.

Многие часто путают внутренние нормативы организации с кадровой документацией. Однако, между ними существует значительное различие.

Внимание! Документы кадровой службы лишь фиксируют и учитывают происходящие на предприятии моменты, а локальные нормы осуществляют регулирование взаимоотношений администрации компании с наемным персоналом.

Например, табель учета рабочего времени сотрудников или регистрационные журналы не являются локальными нормативными документами.

Ооо и ип – должны ли формировать лна

Законодательно закрепляется, что локальные нормативные акты предприятия должны существовать у хозяйствующего субъекта, если он зарегистрирован в налоговых органах в качестве юрлица и у него существуют заключенные с работниками трудовые договора. Поэтому если деятельность осуществляется в виде организации, подобные документы придется создавать.

Освобождаются от создания внутренних нормативов только субъекты, отнесенные к микропредприятиям. Они, в соответствии с законодательством, должны включать эти правила в трудовые соглашения с каждым работником.

Предприниматели могут создавать внутренние нормативные акты на добровольной основе. На них распространяется правило, согласно которому при отсутствии локального документа, соответствующие нормы должны включаться в подписываемые с работником договора.

Внимание! Только физлица, не зарегистрированные в качестве ИП, но заключившие договора с другими физлицами освобождены в полной мере от локальных нормативов.

Строгий локальные нормативные акты организации перечень не существует, так как законодательством не предусмотрено прямо, какие из них должны обязательно существовать. Кроме того надо учитывать размеры предприятия, так как в зависимости от этого, локальные нормативы могут быть объединены в одном документе, либо разрабатываться по каждому рассматриваемому вопросу.

Также надо учитывать специфику направления деятельности компании в целом, либо отдельных ее структурных подразделений. Только учитывая эти моменты можно определить какой нормативный акт для этой фирмы обязателен, а какой может существовать на основании добровольной воли хозяйствующего субъекта.

Перечень обязательных документов

Этот список является условно обязательным, и определяется по тому какие документы наиболее часто запрашиваются при проверке, а также существуют законодательные ссылки к ним.

К таким нормативам можно отнести:

Внимание! В зависимости от вида деятельности компании он может быть расширен.

Сюда включаются все остальные акты, которые создаются на предприятии и используются для регулирования трудовых отношений:

  • Положение о структурных подразделениях фирмы.
  • Положение по премированию сотрудников компании.
  • Нормативный акт по персоналу компании.
  • Акт по отпускам на предприятии.
  • Положение о выдаче материальной помощи.
  • Нормативный акт о добровольном медицинском страховании.
  • Нормативный документ о работе вахтовым методом.
  • Положение по адаптации сотрудников.
  • Нормативный акт организации обучения, повышения квалификации сотрудников.
  • Нормативный акт о материальной и дисциплинарной ответственности сотрудников.
  • Нормативный акт об установлении испытательного срока для работников.
  • Положение о медосмотрах сотрудников предприятия.
  • Положение о социальных гарантиях работникам.
  • И другие.

Внимание! Все эти документы могут разрабатываться по мере возникновения в них необходимости . Создавать эти локальные документы или нет, администрация фирмы решает сама на добровольной основе. При этом процесс их ввода в действие такой же, как и у любого другого локального нормативного акта.

Если в организации действует локальный акт, то с ним должен быть ознакомлен под роспись каждый сотрудник, который трудится здесь. Это можно делать несколькими способами:

  • Непосредственно в самом нормативном акте. Для этих целей на последнем листе документа можно создать специальную таблицу, где будут проставляться фамилии работников, даты и личные подписи. Такого рода ознакомление вызывает наибольшую степень доверия у проверяющих и судебных органов, поскольку не позволяет администрации каким-либо образом изменить документ в одностороннем порядке, либо вообще заменить его на новую версию.
  • Подписи проставляются на отдельном листе ознакомления работников. Такой лист можно прикладывать к каждому нормативному акту, либо заводить один единый для всех действующих документов в компании. В таком листе очень важную позицию занимает графа с указанием даты ознакомления, поскольку это в дальнейшем позволит соотнести факт ознакомления с действующей на тот момент редакцией документа. Фактически, подписи с каждого работника необходимо брать при каждом случае внесения изменений в локальный акт.
  • Вместо листка ведется отдельный журнал ознакомления с локальными нормативными актами. Его листы необходимо прошить, пронумеровать, а записи вносить в каждую строчку без пропусков, либо производить сквозную нумерацию строк. Одна строка должна соответствовать ознакомлению с одним нормативным актом.
  • Внесение в трудовое соглашение пункта о том, что при его подписании работником ознакомился с действующими нормативными актами. Особенностью указанного способа является то, что в организации не предусмотрены ни журналы для ознакомления с актами, ни опросные листы, ни другие способы. Работник в момент подписания соглашения и проставления отметки о получении его на руки, делает еще одну отметку о том, что с действующими локальными актами он ознакомлен. При инициации судебного разбирательства, суд признает данный способ правомочным и считает, что работник принял на себя обязательства, указанные в нормативных документах.

Cм. как правильно оформить лист ознакомления с локальными нормативными актами, скачать бланк.

Как утверждаются ЛНА

Для каждого локального нормативного акта необходимо соблюдать необходимую процедуру его ввода в действие, даже если он не относится к числу обязательных.

Проект локального акта обязательно нужно отправить в профсоюзный орган и произвести его согласование в установленном порядке. Профсоюз либо соглашается с проектом, либо оформляется протокол разногласий. В последнем случае между администрацией компании и представителями профсоюза должны проводиться переговоры.

Должностное лицо может утвердить локальный акт и в таком виде, однако в случае возникновения споров, профсоюз может оспорить его действие через суд. Если такого органа на предприятии нет, то данный шаг опускается.

Кроме этого необходимо учитывать, что должностное лицо, которое будет осуществлять ввод документа в действие, должно обладать на это необходимыми полномочиями. Последние определяются уставными документами.

Только после этого можно производить его ввод в действие, это выполняется один из способов:

  • На самом документе проставляется специальная резолюцию «Утверждаю», после чего руководящее лицо ставит свою подпись. Если проект документа согласовывался с профсоюзом либо другими ответственными лицами, их подписи также должны стоять рядом.
  • Издается отдельный приказ о введении в действие нормативного акта. В нем необходимо точно указать, на каких условиях и с какой даты начинает действовать документ. На обложке самого акта ставится резолюция «Утверждено», и указываются реквизиты приказа.

Помогите нам в продвижении проекта, это просто:
Оцените нашу статью и сделайте репост! (3 5,00 из 5)

Источник: https://buhproffi.ru/dokumenty/lokalnye-normativnye-akty.html

Устав организации это локальный нормативный акт

Устав организации это локальный нормативный акт

Является ли локальный нормативный акт (устав организации) ненормативным правовым актом?

1 ответ на вопрос от юристов 9111.ru

По сути Вы сами и ответили на вопрос. Если устав, как Вы пишете, является локальным НОРМАТИВНЫМ актом, то, соответственно, НЕнормативным он не является.

Отличие нормативного акта от ненормативного состоит в том, что нормативным актом устанавливаются правила, обязательные для не персонифицированного круга лиц, рассчитанные на неопределенное количество случаев (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Ненормативный (индивидуальный) акт устанавливает права и обязанности конкретных лиц и его действие исчерпывается исполнением (например, распоряжение о предоставлении отпуска). Устав организации по всем признакам является нормативным актом, поскольку содержит правила, применяемые в неопределенном количестве случаев.

Другое дело, что устав как локальный нормативный акт нельзя отнести к ПРАВОВЫМ актам (неважно, нормативным или индивидуальным), как актам, издаваемым органами государственной власти или органами местного самоуправления. Например, в пункте 12 Постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2003 г.

№ 2, установлено, что под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

3.5.1 Локальные нормативные акты

Локальное нормотворчество есть реализация полномочий по изданию нормативно-правовых актов отдельными учреждениями, организациями коммерческого и иного характера. Этими актами регулируются конкретные производственные и другие управленческие задачи.

0 Например, территориальное общественное самоуправление, которое может создаваться без статуса юридического лица, имеет устав ТОС — по сути, учредительный документ. Согласно ст. 27 Федерального закона от 06 октября 2003 г.

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [70] территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Локальный акт — это письменный документ, принятый в определенной форме, направленный на установление, изменение или отмену норм, как общеобязательных для сотрудников организации и иных лиц предписаний и правил поведения постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение.

Локальными актами Организации могут являться: Учредительный договор о взаимоотношениях Организации с учредителем; устав, коллективный договор; положения; правила; инструкции; постановления; решения; приказы и письменные распоряжения руководителя Организации; предписания и требования; заключения; протоколы и акты; методические рекомендации; акт о признании локального акта утратившим силу.

Среди локальных актов Организации высшую юридическую силу имеет Учредительный договор и/или Устав.

Учредительный договор о взаимоотношениях Организации с учредителем разграничивает компетенцию и ответственность учредителя и Организации в организации образовательной и финансово-хозяйственной деятельности, а также развитии материально-технической базы Организации.

Учредительный договор о взаимоотношениях Организации с учредителем устанавливает права и обязанности учредителя и Организации, определяет условия изменения учредительного договора, сроки и условия его действия.

Устав — свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений или какого-либо государственного органа, организации, предприятия, учреждения и так далее.

Коллективный договор — представляет собой локальный акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый сотрудниками Организации и организацией в лице их представителей.

Порядок заключения коллективного договора, его содержание и структура, действие коллективного договора и условия его изменения и дополнения определяются Трудовым кодексом Российской Федерации.

Наиболее важные отношения, возникающие в ходе осуществления основных направлений деятельности организации, административной, финансово-хозяйственной и трудовой деятельности, регулируются положениями Организации.

Положение Организации представляет собой локальный акт, принимаемый руководителем Организации или Общим собранием трудового коллектива Организации, утверждаемый руководителем Организации и регулирующий наиболее значимые отношения, возникающие при осуществлении деятельности Организации или при реализации целей, задач и функций Организации, определяемых Уставом Организации.

Правила Организации представляют собой совокупность обязательных к исполнению условий, регулирующих поведение и деятельность участников Организации, а также свод технических требований, предъявляемых к определенной деятельности, ее планированию и организации.

Инструкция — это локальный акт Организации, устанавливающий порядок и сроки осуществления определенной деятельности, а также регламентирующий права, обязанности и ответственность участников данной деятельности.

Постановление — это не требующий утверждения локальный акт Организации, принимаемый руководителем Организации или коллегиальным органом управления, по вопросам отнесенным к их компетенции, и регулирующий конкретные отношения возникающие при осуществлении деятельности Организации.

Решение — это не требующий утверждения локальный акт Организации, принимаемый руководителем Организации или коллегиальным органом управления, по вопросам отнесенным к их компетенции, и являющийся одним из способов реагирования на письменное обращение участников Организации.

Приказ руководителя Организации — это локальный акт принимаемый руководителем Организации по текущим вопросам деятельности Организации, в целях разрешения основных задач стоящих перед Учреждением и содержащий указание на необходимость совершить определенные действия либо воздержаться от совершения определенных действий, а также признание определенных юридически-значимых фактов.

Распоряжение руководителя Организации — это локальный акт принимаемый руководителем Организации, в целях разрешения оперативных вопросов и содержащий указание на необходимость совершить определенные действия либо воздержаться от совершения определенных действий.

Предписание — это не требующий утверждения локальный акт Организации, устанавливающий обязанность для конкретных органов или сотрудников Организации совершить определенные действия или воздержаться от совершения определенных действий, а также ответственность за его неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Требование — это не требующий утверждения локальный акт Организации, представляющий собой письменное извещение устанавливающее обязанность для сотрудников Организации совершить определенные действия, а также ответственность за его неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Заключение — это не требующий утверждения локальный акт, отражающий ход и результаты проведенных уполномоченным лицом исследований, который может содержать обязательные к исполнению указания, а также рекомендации и предложения направленные на изменение или совершенствование деятельности

Организации, его структурных подразделений, органов управления или отдельных сотрудников.

Протокол — это не требующий утверждения локальный акт вспомогательного характера, составляемый при коллегиальном рассмотрении соответствующих текущих и (или) оперативных вопросов, точно и правильно отражающий ход, порядок, процедуру и сроки совершения определенных действий или констатирующий наличие либо отсутствие определенных юридически-значимых фактов, и до принятия основного локального акта регулирующего отраженные в протоколе вопросы, регламентирующего их.

Акт — это не требующий утверждения локальный акт вспомогательного характера, составляемый при совершении юридически-значимых действий, точно и правильно отражающий ход, порядок, процедуру и сроки их совершения или констатирующий наличие либо отсутствие определенных фактов, и являющийся необходимой и достаточной основой для принятия основного локального акта, регулирующего определенные отношения в Учреждении.

Методические рекомендации — это локальные акты вспомогательного характера, принимаемые в целях разъяснения, конкретизации и детализации норм, содержащихся в правилах и инструкциях Организации.

Программы — это локальные акты, устанавливающие права, обязанности, ответственность Организации, сотрудников Организации, иных участников организации, возникающие на будущее время в связи наступлением определенного события, а также определяющие порядок и сроки совершения определенных действий, перечень мероприятий которые планируется провести или организовать.

План — это локальный акт, представляющий собой систему целевых показателей формирования, развития и функционирования предмета планирования (результатов, деятельности и т.д.), а также указание на этапы, сроки и способы их достижения, принимаемый на будущее время.

Локальные акты могут приниматься руководителем организации, Общим собранием трудового коллектива организации, Советом трудового коллектива Организации, либо иным органом управления, наделенным полномочиями по принятию локальных актов — по предметам их ведения и компетенции, и утверждаются руководителем Организации или Общим собранием трудового коллектива Организации.

  • Деятельность
    • Вид образования:
    • Общее образование
    • Профессиональное образование
    • Дополнительное образование
    • Направления деятельности:
    • Аттестация педагогических работников
    • Государственная аккредитация и контроль качества образования
    • Государственная итоговая аттестация (ОГЭ и ЕГЭ)
    • Инновационная и национальная образовательная политика
    • Лицензирование и лицензионный контроль
    • Надзор в сфере образования
    • Опека и попечительство
    • Охрана труда, гражданская оборона и общая безопасность
    • Правовое обеспечение и кадровая служба
    • Приоритетный национальный проект «Образование»
    • Коллегиальные органы:
    • Коллегия министерства
    • Общественный совет при Минобрнауки ЧР
    • Другое:
    • Государственные услуги
    • Информация о закупках
    • Независимая оценка качества образования
    • Общественное обсуждение
    • Открытое министерство
    • Противодействие коррупции
    • Целевые программы и проекты
  • Документы
  • Пресс-центр
    • Новости
    • Статьи и публикации
    • Издания министерства
    • Книги и учебники на чеченском языке
    • материалы
    • Вестник Института развития образования Чеченской Республики
    • Еженедельный план для СМИ
  • Задать вопрос
  • Деятельность
  • Надзор в сфере образования
  • Юридическая помощь

Устав – главный локальный акт образовательного учреждения

Источник: https://alumn.ru/ustav-organizacii-jeto-lokalnyj-norm/

Правовое Дело
Добавить комментарий