Статья 6 конституции 1977 определила

1977 советская конституция • ru.knowledgr.com

Статья 6 конституции 1977 определила

На Седьмой (Специальной) Сессии Верховного Совета СССР Девятое Собрание 7 октября 1977, была единодушно принята третья и последняя советская конституция, также известная как конституция Брежнева. Официальное название конституции было «конституцией (Фундаментальный Закон) Союза Советских Социалистических Республик» .

Преамбула заявила, что «цели диктатуры выполненного пролетариата, советское государство стало государством всех людей». По сравнению с предыдущими конституциями конституция Брежнева расширила границы конституционного регулирования общества.

Первая глава определила ведущую роль коммунистической партии Советского Союза (КПСС) и установила принципы для управления государством и правительства.

Статья 1 определила СССР как социалистическое государство, также, как и все предыдущие конституции:

: «Союз Советских Социалистических Республик – социалистическое государство всех людей, выражая желание и интересы рабочих, крестьян, и интеллигенции, рабочих всех стран и национальностей страны».

Различие – то, что, согласно новой конституции, правительство больше не представляло рабочих и одних только крестьян. Более поздние главы установили принципы для управления экономикой и культурных отношений.

Конституция 1977 года была длинна и подробна. Это включало еще двадцать восемь статей, чем 1936 советская конституция.

Конституция явно определила подразделение обязанностей между центральными правительствами и правительствами республики.

Например, конституция поместила регулирование границ и административных округов в пределах юрисдикции республик. Однако условия установили правила, по которым республики могли внести такие изменения.

Точно так же, как все предыдущие версии советской конституции конституция 1977 года сохранила право составляющих советских республик отойти от Союза; это предоставление позже играло бы важную роль в роспуске Советского Союза.

С 1977 7 октября праздновался как советский день конституции в СССР. Это никогда не наблюдалось в украинском SSR. Предыдущая дата в течение советского дня конституции была 5 декабря с 1936 после дня 1936 была принята советская конституция.

Процесс принятия поправки

Принятие конституции было законодательным актом Верховного Совета. Поправки к конституции были аналогично приняты законодательным актом того тела.

Поправки потребовали одобрения большинства двух третей депутатов Конгресса народных депутатов и могли быть начаты самим конгрессом; Верховный Совет, действующий через его комиссии и комитеты; Президиум или председатель Верховного Совета; Конституционный комитет по надзору; Совет министров; Советы республики; Комитет Народного Контроля; Верховный Суд; Прокуратура; и главный государственный арбитр. Кроме того, ведущие советы официальных организаций и даже Академии наук могли начать поправки и другое законодательство.

Советские конституции часто исправлялись и были изменены чаще, чем конституции большинства стран Запада.

Тем не менее, конституция 1977 года попыталась избежать частой поправки, установив правила для правительственных органов (особенно списки министерств, государственных комиссий и других тел в конституции 1936 года) в отдельном, но одинаково авторитетном, законе о чрезвычайных полномочиях, таких как Закон о Совете министров от 5 июля 1978. Другой закон о чрезвычайных полномочиях включал закон о гражданстве, закон о выборах в Верховный Совет, закон о статусе депутатов Верховного Совета, инструкций для Верховного Совета, резолюции по комиссиям, инструкций на местном органе власти и законов о Верховном Суде и Прокуратуре. Закон о чрезвычайных полномочиях предоставил определенные и изменяющиеся операционные правила этим правительственным органам.

Поправки к конституции 1977 года

В октябре 1988 проекты поправок и дополнения к конституции 1977 года были изданы в Советских средствах массовой информации для общественного обсуждения. После общественного процесса рассмотрения Верховный Совет принял поправки и дополнения в декабре 1988.

Поправки и дополнения существенно и существенно измененный избирательные и политические системы. Хотя советские чиновники рекламировали изменения как возвращение к «ленинским» формам и функциям, цитируя, что у Конгресса народных депутатов были антецеденты в Конгрессе Советов, они были беспрецедентны во многих отношениях.

Положение председателя Верховного Совета формально определялось и давалось определенные полномочия, особенно лидерство по законодательной повестке дня, способность выпустить заказы (rasporiazheniia) и формальную власть провести переговоры и соглашения о знаке с иностранными правительствами и международными организациями.

Конституционный комитет по надзору, составленный из людей, которые не были в Конгрессе народных депутатов, был основан и дан формальную власть рассмотреть конституционность законов и нормативные акты центральных и республиканских правительств и предложить их приостановку и отмену.

Избирательный процесс был конституционно открыт до многократных кандидатур, хотя не многократно-партийные кандидатуры. Законодательный орган — Верховный Совет — должен был собраться для регулярных сессий весны и осени, каждый продержавшийся три – четыре месяца.

В отличие от старого Верховного Совета, однако, новый Верховный Совет был косвенно избран населением, избираемым из числа членов Конгресса народных депутатов.

Конституционные права

Советская конституция включала серию гражданских и политических прав. Среди них были права на свободу слова, свободу печати, и свободу собраний и право на религиозную веру и вероисповедание. Кроме того, конституция предусмотрела свободу артистической работы, защиту семьи, неприкосновенность человека и домой, и право на частную жизнь.

В соответствии с марксистско-ленинской идеологией правительства, конституция также предоставила социально-экономические права, не предусмотренные конституциями в некоторых капиталистических странах. Среди них были права работать, покоиться и досуг, защита здоровья, уход в старости и болезни, жилье, образовании и культурных преимуществах.

В отличие от Западных конституций, советская конституция обрисовала в общих чертах ограничения на политические права, тогда как в демократических странах эти ограничения обычно оставляют до законодательных и/или судебных учреждений. Статья 6 эффективно устранила пристрастное возражение и разделение в пределах правительства, предоставив КПСС власти привести и вести общество.

Статья 39 позволила правительству запретить любые действия, которые это считало вредным, заявляя, что «Удовольствие прав и свободы граждан не должны быть в ущерб интересам общества или государства». Статья 59 обязала граждан подчиняться законам и выполнять стандарты социалистического общества, как определено стороной.

Правительство не рассматривало как неотделимое те политические и социально-экономические права конституция, предоставленная людям. Граждане наслаждались правами только, когда осуществление тех прав не вмешивалось в интересы государства, и у одной только КПСС были власть и полномочия определить политику для правительства и общества.

Например, право на свободу выражения, содержавшегося в Статье 52, могло быть приостановлено, если бы осуществление той свободы не было в соответствии с партийной политикой. До эры гласности свобода самовыражения не влекла за собой право подвергнуть критике правительство.

Конституция действительно обеспечивала «свободу совести, то есть, право выразить или не выразить любую религию и провести религиозное вероисповедание или атеистическую пропаганду». Это запретило подстрекательство ненависти или враждебности на религиозном основании.

Конституция также не обеспечила политические и судебные механизмы для защиты прав. Таким образом конституция испытала недостаток в явных гарантиях, защищающих права людей. Фактически, Верховный Совет никогда не вводил поправки, специально предназначенные, чтобы защитить частные права.

Ни один не сделал людей, имеют более высокую власть в пределах правительства, к которому можно обратиться, когда они полагали, что их права были нарушены. У Верховного Суда не было власти гарантировать, что конституционные права наблюдало законодательство или уважала остальная часть правительства.

Советский Союз также подписал Заключительный акт Конференции по безопасности и Сотрудничеству в Европе (Хельсинские Соглашения), который передал под мандат это всемирно признанные права человека уважаться в странах, подписавших договор.

В конце 1980-х, однако, перестраивая конституционное право и внутригосударственное право с международными обязательствами по правам человека был публично обсужден.

Роль гражданина

Статья 59 конституции заявила, что осуществление гражданами их прав было неотделимо от исполнения их обязанностей. Статьи 60 – 69 определили эти обязанности. Граждане были обязаны работать и наблюдать трудовую дисциплину.

Свод законов маркировал уклонение работы как «паразитизм» и обеспечил наказание за это преступление. Конституция также обязала граждан защищать социалистическую собственность и выступать против коррупции.

Все граждане выполнили военную службу, поскольку обязанность охранять и «увеличивает власть и престиж советского государства». Нарушение этой обязанности считали «предательством родины и самым серьезным из преступлений».

Наконец, конституция потребовала, чтобы родители обучили своих детей для социально полезной работы и воспитали их как достойных членов социалистического общества.

Конституция и другое законодательство защищенное и проведенное в жизнь советское гражданство. Законодательство относительно гражданства предоставило равные права на гражданство натурализованным гражданам, а также родившемуся местному жителю. Законы также определили, что граждане не могли свободно отказаться от своего гражданства.

Граждане были обязаны просить разрешение сделать так от Президиума Верховного Совета, который мог отклонить заявление, если претендент не закончил военную службу, имел судебные обязанности или был ответственен за семейных иждивенцев.

Кроме того, Президиум мог отклонить заявку, чтобы защитить национальную безопасность или отменить гражданство для клеветы Советского Союза или для повреждения действий к национальному престижу или безопасности.

Критики советской конституции

Несколько советских профессионалов подвергли критике проект конституции 1977, но такие критические анализы не были приняты во внимание и не были изданы вовремя; во время застоя Брежнева только в фаворе были позволены публикации.

См. также

  • Статья 6 советской конституции
  • Конституция Молдовы (1978)

Внешние ссылки

  • Полный текст и все последующие законы, исправляющие конституцию 1977 года СССР
  • Английский текст конституции 1977 года СССР

Источник: http://ru.knowledgr.com/00266846/1977%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D1%8F

Новая Конституция СССР 7 октября 1977

Статья 6 конституции 1977 определила

С момента ввода в действие прежней Конституции 1936 г. прошло более 40 лет, и приближающийся шестидесятилетний юбилей советской власти побудил руководство СССР активизировать работу конституционной комиссии под председательством Л. И. Брежнева.

Новая Конституция должна была закрепить произошедшие изменения в социальной, экономической и национальной сфере, в большей мере соответствовать нормам международного права и знаменовать собою достижения советской вла-сти за прошедшие десятилетия. 4 июня 1977 г.

был опубликован проект Конституции, в обсуждении которого приняло участие в различных формах (в том числе и формально) 140 млн человек. Были внесены изменения в 118 статей из 173 и добавлена еще одна новая статья о наказах избирателей. 7 октября 1977 г.

текст Конституции был утвержден на внеочередной сессии ВС СССР.

В Конституции провозглашалось построение в СССР развитого социализма, складывание новой исторической общности людей – советского народа и переход от диктатуры трудящихся к общенарод-ному государству рабочих, крестьян и интеллигенции, законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех. В статье 6 законодательно закреплялась роль КПСС, про-возглашенной “руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической сис-темы” Далее в этой статье говорилось, что, “вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма”.

Конституция утвердила в дополнение к прежним правам положения о всеобщем среднем образовании, о праве на выбор профессии и на жилье. Помимо перечисления прав, в Конституции были определены гарантии их выполнения.

Так же, как и в предыдущей Конституции, провозглашались основные, демократические свободы: слова, собраний, шествий и демонстраций, совести и т. д. В Основной закон были включены десять положений Хельсинкского акта о принципах межгосударственных отношений.

Конституционно закреплялась уголовная ответственность за пропаганду войны.

Основным направлением развития политической системы советского общества в статье 9 Конституции провозглашалось “дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения”. Статья 5 Конституции вводила институт референдума. Число общественных организаций в 70-е гг. значительно увеличилось, как и их роль в советском обществе. В Советах всех уровней в начале 80-х гг. работало 2 млн 270 тыс. народных депутатов. Существовало около 250 тыс. комитетов народного контроля. При всей заформализованности деятельности этих организаций это был пусть и ограниченный, но опыт местного самоуправления, уступка правящих кругов возросшей общественной активности в начале 70-х гг.

Вместе с тем провозглашение Конституции развитого социализма обозначило определенный самодостаточный застой в общественной жизни СССР. В этих условиях политические права часто являлись фикцией и не соблюдались. Политические изменения не коснулись верхов, где в этот период фиксировались многочисленные примеры коррупции.

Нарицательной впоследствии стала деятельность министра внутренних дел Щелокова. За период с 1975 по 1982 г. он получил безвозмездно 80 тыс. рублей (в том числе 30 тыс. рублей на ремонт квартиры). Под видом служебных из фондов МВД производилась оплата содержания 9 квартир Щелокова, его родственников и друзей.

К тому же он имел 3 личные дачи (одна из них стоимостью 200 тыс. рублей), несколько бесплатных “мерседесов-бенц”, выделенных якобы для обеспечения безопасности во время Олимпиады-80, антикварные ценности на 248,8 тыс.

рублей, украшавшие квартиру министра и его родственников, спецмагазин МВД исключительно для членов его семьи, а также возможность бесплатно получать живые цветы стоимостью до 15 тыс. рублей в год, якобы возлагаемые к Мавзолею Ленина и могиле Неизвестного солдата.

И.С. Ратьковский, М.В. Ходяков. История Советской России

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ СССР ПО КОНСТИТУЦИИ 1977 Г

Глава 1. Политическая система

Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.

Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.

Статья 3.

Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.

Статья 4. Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР и советские законы.

Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное ание (референдум).

Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.

Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Все партийные организации действуют в рамках Конституции

СССР.

Статья 7. Профессиональные союзы, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, кооперативные и другие общественные организации в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов.

Статья 8. Трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на 320

социально-культурные мероприятия и материальное поощрение. Трудовые коллективы развивают социалистическое соревнование, способствуют распространению передовых методов работы, укреплению трудовой дисциплины, воспитывают своих членов в духе коммунистической нравственности, заботятся о повышении их политической сознательности, культуры и профессиональной квалификации.

Статья 9. Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных

организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения.

Из Конституции СССР 1977 г.

КРИТИКА ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ

1. Конституция — основной закон государства. Она должна не только определять экономическую и политическую систему (государственный строй), но и дать правовые основы, четко сформулированные положения закона, исполнение которых может быть подвергнуто объективной проверке.

Между тем большинство статей Конституции записаны в виде деклараций, а не конкретных правовых норм.

В качестве примера можно привести ст. 5 о референдумах.

Какие «наиболее важные» вопросы государственной жизни, в каких случаях, в каком порядке должны ставиться на всенародное обсуждение (референдум)? Как проверить, соблюдается или нарушается ст. 5 Конституции?

Этот вопрос приобретает особое значение в силу того, что за все время существования советского государства, т. е. за 60 лет, не было проведено ни одного референдума. Всенародное одобрение государство получает на специально организуемых митингах, где произносятся парадные (заранее тщательно отработанные) речи и раздается торжественное «ура»!

Несмотря на то, что упоминание о референдуме содержалось и в прежней Конституции, вопрос о вторжении советских войск в Чехословакию в 1968 г. был решен не только без всенародного обсуждения или ания, но и без извещения народа о подготовке и осуществлении этой акции.

Таких примеров декларативности, неконкретности статей Конституции можно привести десятки. Именно отсутствие характерных черт закона, правовых основ превращает этот важнейший для жизни народа документ в трескучую и хвастливую декларацию.

С этой точки зрения особых возражений заслуживает преамбула Конституции, которая никакого отношения к основному закону как к правовому документу не имеет.

2. Основным пороком Проекта является вопиющее и ничем не прикрытое противоречие между ст.ст. 1 и 2 и ст. 6.

Ст.ст. 1 и 2 декларируют СССР как общенародное государство, в котором народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР.

В то же время ст. 6 ядром политической системы объявляет КПСС. Более того, вторая часть ст. 6 прямо устанавливает, что все важнейшие государственные вопросы решают не Советы, а КПСС (практически — высшее руководство КПСС).

По существу нового здесь ничего нет.

Новое и имеющее значение состоит лишь в том, что открыто закрепляется и усиливается существующее положение, при котором именно руководящий орган КПСС решает все политические, экономические и международные вопросы (т.е.

все вопросы, подлежащие компетенции государства). Даже важнейшие международные соглашения подписываются не главой государства и не правительством страны, а партийным руководителем.

Обсуждая этот вопрос, мы не можем игнорировать то обстоятельство, что на протяжении десятилетий не было ни одного случая, чтобы Верховный Совет СССР не одобрил и не придал силу закона какому-либо решению Политбюро или Пленума ЦК КПСС.

(…)

Никакая степень свободы и демократии немыслима без борьбы идей. Монопольное положение единственной в стране партии, подчинение идеологии этой партии всех сторон государственной, политической, экономической и общественной жизни может быть признано полезным или вредным для общества, но не может быть, не должно именоваться демократией.

Мы уже устали удивляться тому, что главы государств подписывают международные договора и соглашения не с главой СССР, а с партийным руководителем. Теперь удивляться уже не надо. Конституция закрепляет законодательно то положение, что основой политического строя нашей страны являются не Советы депутатов трудящихся, а КПСС.

о главе 2

Не затрагивая большого и самостоятельного вопроса о степени эффективности социалистической экономики, позволю себе сделать по главе 2 следующие замечания:

1. Ст. 13 Проекта декларирует свободный труд советских людей как источник роста общественного благосостояния народа.

Такая декларация не вызывает возражений сама по себе, но должна обязательно сопровождаться категорическим указанием на недопустимость всех форм принудительного труда…

2. Ст. 16 Проекта декларирует участие коллективов трудящихся и общественных организаций в управлении предприятиями и объединениями. Однако не установлено форм и способов этого участия.

Не установлено процедуры разрешения могущих иметь место конфликтов в сфере управления производством, в решении вопросов организации труда и быта и т.д.

С.В. Каллистратова. Некоторые замечания по поводу «Проекта Конституции СССР» 1977 г.

“РУКОВОДЯЩАЯ И НАПРАВЛЯЮЩАЯ РОЛЬ”

РГ: Любопытно: в сталинской конституции 1936 года “партия” упоминалась всего один раз, в ряду других общественных организаций, в самом конце текста. Выходит, не так уж последователен был Леонид Ильич, коль скоро нарушил такой важный сталинский завет?

Бурлацкий: Когда готовилась брежневская конституция, в которую Александр Бовин вкатил пассаж о руководящей роли партии, я сделал ему замечание: но этого даже в сталинской конституции нет.

В сталинской, говорит, нет, зато есть прямое указание Леонида Ильича. Кстати, Брежнев и меня хотел к себе помощником взять, отбился с большим трудом.

То был еще один способ “успокаивать” реформаторов – давать посты, втягивать их в свой “меловой круг”.

Вот когда ко мне пришло настоящее разочарование в своей деятельности: что я делаю в ЦК? для чего я здесь? Я ученый и неплохой журналист, не вписываюсь в тот политический поворот, который произошел в стране, значит, надо уходить. С этим и пришел к Андропову: прошу меня отпустить в отставку, я не аппаратный человек. Он не стал возражать, потому что и сам висел на волоске. Я ушел от него в полном расстройстве, рассчитывал все-таки на другой разговор.

Российская газета

Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/novaia-konstitutsiia-sssr

Отмена 6 статьи Конституции СССР и последствия

Статья 6 конституции 1977 определила

В любом политическом процессе есть события, которые носят знаковый характер. Их наступление означает, что Рубикон пройден и возврат к старому уже невозможен.

Перестройка в Советском Союзе оказала значительное влияние на все стороны общественной жизни, однако пока сохранялось юридическое господство одной партии, многие обыватели и политики рассматривали даже самые серьезные изменения как временные.

Отмена 6 статьи Конституции СССР стала тем Рубиконом, который отделил старую советскую систему от новой российской.

Суть политической системы СССР по Конституции 1977 года

Так называемая брежневская Конституция, помпезно принятая на сессии Верховного Совета седьмого октября 1977 года, не только гарантировала гражданам многочисленные права и свободы, но и закрепляла сложившуюся к тому времени политическую систему.

Как и в предыдущих редакциях Основного закона, верховная власть принадлежала двухпалатному Верховному Совету, который избирался на съезде депутатов. Новшеством же стала шестая статья, в которой за правящей коммунистической партией признавалась роль единственной политической силы, имеющей право осуществлять власть.

На высшем законодательном уровне была отвергнута даже идея оппозиции и альтернативных выборов.

Отмена 6-й статьи Конституции СССР не была каким-то спонтанным явлением. К этому событию страна неуклонно двигалась, начиная с прихода к власти весной 1985 года М.С. Горбачева. Объявленная им перестройка в первую очередь обнаружила себя именно в политической сфере.

Политика гласности и реабилитация жертв репрессий, открытая дискуссия по многим вопросам и политическая полемика на страницах газет и журналов – все эти явления становились обыденным явлением и настраивали граждан на то, что власть готова на серьезные изменения.

Одной из таких реформ стала попытка разделения полномочий партийных и советских органов, что привело к созыву весной 1989 года первого съезда всенародно избранных народных депутатов, выборы в состав которого впервые за долгое время прошли на альтернативной основе.

Отмена 6 статьи Конституции СССР: первый шаг сделан

Первый съезд сыграл огромную роль в тех политических процессах конца 1980 – начала 1990 годов, которые привели к распаду великой державы и началу строительства в нашей стране демократического государства.

Помимо прочего, именно на этом съезде впервые прозвучало четкое требование, что необходима отмена 6 статьи Конституции СССР. Год, когда это произошло, был во многом знаковым для нашей страны: близилось окончание очередной пятилетки, результаты которой были весьма далеки от радужных.

Постепенный развал социалистического лагеря в Восточной Европе дополнился к тому же стремлением ряда республик (в первую очередь прибалтийских) выйти из состава Союза. Именно в такой ситуации один из лидеров оппозиционной Межрегиональной группы А.

Сахаров потребовал отменить пресловутую шестую статью. Большинство его не поддержало, но первый камень в фундамент был заложен.

II Съезд Советов: борьба за отмену продолжается

На втором Съезде Советов, начало работы которого пришлось на вторую декаду декабря 1989 года, политическая ситуация приобрела еще более радикальный характер. Отмена 6 статьи Конституции СССР стала основным вопросом еще до начала пленарных заседаний.

Все та же Межрегиональная группа требовала включить рассмотрение этого вопроса в повестку дня, однако консервативное большинство съезда ее не поддержало. Тогда Сахаров пригрозил массовыми акциями протеста, первая из которых прошла уже после его смерти, в феврале 1990 года.

Огромная двухсоттысячная толпа требовала решительных изменений Конституции. Игнорировать настроение людей власть больше не имела право.

Поиск консенсуса

Когда невозможность сохранения однопартийной системы в стране стало очевидной, высшее партийное руководство стало искать наиболее приемлемый для себя выход из сложившейся ситуации. На пленуме ЦК КПСС, который проходил 5 февраля, Горбачев предложил компромиссный вариант: введение института президента и отмена 6 статьи Конституции СССР.

Год еще только начинался, но было очевидно, что сдерживать народные массы, подстрекаемые со всех сторон радикально настроенными политиками, становится все труднее. Большинство участников пленума, по воспоминаниям очевидцев, было настроено крайне негативно к этим нововведениям, однако при ании все согласно подняли руки.

Монополии Коммунистической партии в стране был подписан приговор.

Юридическое закрепление и последствия

Принятой высшей партийной инстанцией решение должно было еще пройти законодательное утверждение. Для этого в марте 1990 года был собран третий – внеочередной – Съезд, который должен был принять соответствующие поправки в Конституцию страны.

Никакой серьезной полемики на этот раз не было, и четырнадцатого марта 1990 года произошли знаменательные события: КПСС перестала быть «направляющей силой» в обществе, а М. Горбачев получил возможность стать первым Президентом постепенно разваливающейся страны.

Как оказалось, отмена 6 статьи Конституции СССР привела не к стабилизации политической обстановки, а к еще большему углублению кризиса. Страна потеряла скрепляющее ее части звено, процесс распада стал фактически необратим.

Сегодня последствия отмены 6 статьи Конституции СССР оцениваются по-разному.

Одни исследователи считают это одним из главных моментов в процессе распада мощной державы, другие же, наоборот, указывают на то, что страна просто вернулась к ситуации начала ХХ века, когда существовала многопартийность, и развитие шло в демократическом русле. В чем обе стороны солидарны, так это в том, что сохранение этого пункта основного закона уже не соответствовало политическим реалиям 1990 года.

Потеряв монополию, правящая еще совсем недавно партия очень быстро утратила свои позиции. Вскоре после событий августа 1991 года она будет объявлена вне закона, а для коммунистов начнется мучительный процесс поиска своей политической идентичности.

Источник: https://FB.ru/article/194708/otmena-stati-konstitutsii-sssr-i-posledstviya

Конституция СССР 1977 года

Статья 6 конституции 1977 определила
russiancommun 8.10.2017 6:14 | История 442

Конституция СССР 1977 года — принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. 

Проект Конституции обсуждался всенародно.

В ней были преимущества перед предыдущими конституциями страны, но имелись и роковые ошибки, которые поспособствовали  трагическому развалу СССР. Тем не менее, это была народная Конституция, а её официальный День был одним из любимых праздников наших людей.

Первая редакция существенно не изменила государственного строя — наряду с КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС, ВСК, ВЦСПО, КСЖ, творческими союзами, легальными общественными организациями были признаны трудовые коллективы с предоставлением им формального права выдвижения кандидатов (при этом более полно деятельность трудовых коллективов была описана в законе «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями», принятом в 1983 году). Из менее значимых изменений — переименование советов депутатов трудящихся в советы народных депутатов и увеличение срока полномочий Верховного Совета до 5 лет, советов народных депутатов до 2,5 лет. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему (статья 6). Вошла в историю как «конституция развитого социализма».

Редакция Конституции от 1988 года внесла изменения в существовавшую в СССР систему органов государственной власти: объявила высшим органом государственной власти СССР вместо Верховного Совета Съезд народных депутатов, число выдвигаемых кандидатов в который не должно было ограничиваться; между съездами народных депутатов действовал постоянно действующий законодательный и контрольный орган, который получал название «Верховный Совет СССР» и состоял из двух палат — Совета Национальностей и Совета Союза, организационным органом Верховного Совета становился Президиум Верховного Совета, а большая часть полномочий прежнего Президиума Верховного Совета переходила к вводимой этими же поправками должности Председателя Верховного Совета. Этими же поправками создавался Комитет конституционного надзора СССР

История

Принятая в 1977 году конституция содержала 9 разделов, 21 главу и 174 статьи.

Структура Конституции на момент принятия (7 октября 1977 года):

  • Преамбула
  • Раздел 1. Основы общественного строя и политики СССР:

Глава 1. Политическая система

Глава 2. Экономическая система

Глава 3. Социальное развитие и культура

Глава 4. Внешняя политика

Глава 5. Защита социалистического Отечества

  • Раздел 2. Государство и личность

Глава 6. Гражданство СССР. Равноправие граждан

Глава 7. Основные права, свободы и обязанности граждан СССР

  • Раздел 3. Национально-государственное устройство СССР:

Глава 8. СССР — союзное государство

Глава 9. Союзная Советская Социалистическая Республика

Глава 10. Автономная Советская Социалистическая Республика

Глава 11. Автономная область и автономный округ

  • Раздел 4. Советы народных депутатов и порядок их избрания:

Глава 12. Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

Глава 13. Избирательная система

Глава 14. Народный депутат

  • Раздел 5. Высшие органы государственной власти и управления СССР:

Глава 15. Верховный Совет СССР

Глава 16. Совет Министров СССР

  • Раздел 6. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках:

Глава 17. Высшие органы государственной власти и управления союзной республики

Глава 18. Высшие органы государственной власти и управления автономной республики

Глава 19. Местные органы государственной власти и управления

  • Раздел 7. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор:

Глава 20. Суд и арбитраж

Глава 21. Прокуратура

  • Раздел 8. Герб, флаг, гимн и столица СССР
  • Раздел 9. Действие конституции СССР и порядок её изменения

Преамбула

В преамбуле Конституции в общем виде был оценён исторический путь, пройденный советским обществом за 60 лет после Октябрьской революции. Была дана характеристика советского общества как «развитого социалистического общества, как закономерного этапа на пути к коммунизму».

Также в преамбуле сказано, что Конституция сохраняет принципы предыдущих Конституций, и утверждается, что Советская власть осуществила глубочайшие социально-экономические преобразования, навсегда покончила с эксплуатацией человека человеком, с классовыми антагонизмами и национальной враждой.

Политическая система

Первый раздел Конституции закреплял общие принципы социалистического строя и основные черты развитого социалистического общества.

Статья 1 обозначала, что СССР «есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны».

Статья 6 законодательно закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС, являвшейся ядром политической системы СССР. Законодательно закреплялась важная роль в политической системе профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций.

Конституция признавала лишь право граждан «объединяться в общественные организации» (ст. 51).

Экономическая система

В главе 2, Статья 10 зафиксировала, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства, существующая в двух формах: государственная (общенародная) и колхозно-кооперативная.

14 марта 1990 года статья 10 была изложена в новой редакции, в соответствии с которой основой экономической системы СССР были объявлены собственность советских граждан и государственная собственность.

Статья 16 закрепляла принцип государственного планирования экономики, вместе с тем предполагала сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчёта, прибыли, себестоимости и других экономических рычагов и стимулов

Органы власти

В новой Конституции был введён новый Раздел IV — «Советы народных депутатов и порядок их избрания», где была закреплена вся система Советов, увеличен срок полномочий Верховных Советов с 4 до 5 лет, местных Советов — с 2 до 2,5 лет. Впоследствии (в 1988 году) был установлен единый срок для всех Советов — 5 лет.

Закреплялся также уже существовавший в прежней Конституции принцип всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном ании. При этом, согласно статье 96, был снижен возраст пассивного избирательного права в Советы до 18 лет, в Верховный Совет СССР — до 21 года (ранее — 23 года).

Раздел V закреплял положения о высших государственных органах власти — Верховном Совете и Совете Министров СССР. В разделе VI были обозначены органы власти союзных и автономных республик, где высшими государственными органами власти являлись местные Верховные Советы и Советы Министров.

Государственное устройство

Раздел III определял национальное и государственное устройство Союза, а также, как и все предыдущие Конституции СССР, закреплял право республик Союза на свободный выход из состава СССР. Данное положение сыграло заметную роль в развале СССР в 1991 году. 

Сейчас на главной

  • С.С.Сулакшин Самое интересное Степан Сулакшин создал(а) эту петицию, адресованную Путин, Народ России Устройство всех сфер жизни страны, политический режим в стране, его практики управления государством и результаты губительны для России и ее народа. За 20 лет путинизма все стало предельно ясно и безнадежно.

    Народ вымирает, падает рождаемость и растет смертность. Лучшая часть населения эмигрирует. Экономика деградирует в сырьевую…

  • УВАЖАЕМЫЕ ДРУЗЬЯ! Уважаемые друзья, кто хочет получить печатный экземпляр Программы Сулакшина «Настоящий социализм» Новая стратегия успешной России, отправляйте заявки на org@rusrand.ru. Типографская себестоимость 1 экз.

    на сегодня — 65 руб. Мы могли бы издать большим тиражом, снизив за счет этого стоимость одного экземпляра, но нужно софинансирование. С этой целью открыт яндекс кошелёк 410011946901802 Кто может,…

  • Владимир Викторович Волк Русранд Шуты при дворе на Руси существовали во все времена.

    Их роль была не такая уж и безобидная, какой она кажется с высоты сегодняшнего дня. Шуты не только развлекали царей и императоров, а, говоря современным языком, вписывались в политтехнологические схемы по обузданию общественных настроений и управлению сознанием масс.

    ВОВСЕ НЕ ДУРАКИ Нужно заметить, что в шутах…

  • Степан Сулакшин о текущем политическом моменте в передаче В.Бощенко на ютуб-канале.

    Какие варианты ания против власти возможны на выборах 8 сентября: «Умное Голосование» Навального? Порча бюллетеня Ходорковского? Бойкот выборов Басанца? Уйдёт ли Путин сам? Смотрим, размышляем… Какие варианты ания против власти возможны на выборах 8 сентября: «Умное Голосование» Навального? Порча бюллетеня Ходорковского? Бойкот выборов Басанца?…

  • В конце июля 2019 года был проведен очередной этап мониторинга политического спектра России с целью вычисления политической температуры российского социума. Этот показатель характеризует настроения общества в части его отношения к власти, ее решениям и достигнутым результатам. В текущий политический момент это фактически отношение к Путину и его политическому режиму, получившему уже довольно устойчивое наименование путинизм. Кроме основного опроса, задавались и ряд страховочных (дублирующих) вопросов для надежности выводов…
  • Дорогие друзья!  В пятницу, 30 августа 2019 года в 20-00 по московскому времени — очередной выпуск еженедельной информационно-аналитической передачи «Итоги недели». События в мире, России, нашей жизни. Не пропаганда. Правда, раздумья, честная критика, прогноз. Патриотизм и интересы. Интересы большинства народа, нашей страны, всей доброй и человечной части мира. Ведущий — Степан Степанович Сулакшин. ССЫЛКА НА СТРАНИЦУ ТРАНСЛЯЦИИ
  • Русранд Степан Степанович Сулакшин С чего начинается познание мира и осознание себя в этом мире? Понимание своего положения и своего долга, решения на следующий шаг? С вопроса! Задай себе 1000 вопросов и заработает твоя мысль. Ты переберешь 1000 вариантов и найдешь ответ. В науке говорят — самое сложное это задать вопрос, поставить задачу. Именно об этом  передача на канале Сулакшина на ютубе «Страна станет другой! Вопросы и ответы». Свой вопрос можете отправить на…

Источник: https://narzur.ru/konstituciya-sssr-1977-goda/

Правовое Дело
Добавить комментарий