Создание нового структурного подразделения в организации

Как обосновать необходимость в создании нового отдела в финансовой службе

Создание нового структурного подразделения в организации

При развитии компании (бизнеса) может возникнуть необходимость в создании нового отдела финансовой службы. Потребность в нем может быть вызвана факторами, которые условно можно разделить на экстенсивные и интенсивные.

К первым относится расширение сферы деятельности предприятия путем создания филиалов, обособленных подразделений, развития новых направлений бизнеса или вывод на рынок новых продуктов, покупка другого бизнеса и т. п. 

Ко вторым – увеличение нагрузки на финансовую службу в связи с ростом объема отгрузок, клиентской базы (а значит, с повышением трудозатрат на учет и контроль дебиторской и кредиторской задолженности), необходимостью использовать новые для компании продукты финансово-кредитных организаций (банковские кредиты, лизинг, факторинг, аккредитив и др.), возникновением потребности в бюджетировании, инвестиционном анализе, переходе на МСФО и т. д.

Прежде чем инициировать создание дополнительного подразделения, финансовому директору стоит проанализировать, можно ли обойтись без него.

Например, удастся ли выполнить новые задачи, перераспределив обязанности между действующими отделами и службами компании, автоматизировав выгрузку информации и создание новых отчетов и т. п.

Если же этих мер окажется недостаточно, следует обосновать для руководства и собственников компании необходимость создания нового отдела. Такое обоснование может быть оформлено в виде пояснительной записки.

Как рассчитать затраты на новый отдел финансовой службы

Чтобы рассчитать затраты на создание нового отдела финансовой службы, нужно:

1) продумать, какие функции (операции) потребуется выполнять дополнительно, какие результаты нужно обеспечить (формирование отчетов, обработку определенного объема документов и др.);

2) определить количество сотрудников, которые смогут своевременно и качественно справляться с работой. Подход к расчету зависит от того, выполняются ли аналогичные операции в компании или речь о совершенно новых для нее задачах. В первом случае количество новых сотрудников можно определить исходя из общей трудоемкости дополнительных работ.

Чтобы оценить ее, нужно установить, сколько времени тратят сотрудники действующей финансовой службы на выполнение таких же задач (подробнее о том, как разработать нормативы временных затрат для сотрудников финансовой службы, см.  Как проанализировать эффективность использования рабочего времени, об анализе производительности их труда см.

  Как проанализировать производительность труда административного персонала). Может оказаться, что трудоемкость дополнительных работ не слишком высока и есть возможность поручить их выполнение действующим сотрудникам.

Разумеется, если они не перегружены своими текущими обязанностями и им не приходится регулярно задерживаться на работе для их своевременного исполнения (к примеру, если соотношение загрузки и свободного времени составляет 80% к 20%).

Для расчета количества дополнительных сотрудников можно также использовать упрощенный подход, основанный на экспертной оценке и применении какого-либо важного для предприятия критерия, например, выручки.

Предположим, если выручка в филиале составляет 100 тыс. руб. – для бухгалтерского (управленческого) учета потребуется один сотрудник, если от 200 тыс. до 250 тыс. руб. – два сотрудника и т. д.

(рост документооборота пропорционален увеличению выручки).

Во втором случае, если необходимо выполнять новые для компании задачи (например, формировать отчетность по МСФО), а в действующей финансовой службе нет специалистов требуемой специализации и (или) квалификации, количество дополнительных сотрудников можно установить, опять же используя экспертную оценку, основанную на личном опыте или опыте коллег;

3) вычислить затраты на новый отдел (зарплату сотрудников, организацию рабочих мест) исходя из предложений по оплате труда на рынке.

При необходимости эти предварительные расчеты можно будет представить руководству, чтобы обосновать необходимость создания нового подразделения.

Что включить в пояснительную записку о необходимости создания нового отдела в финансовой службе

Если анализ содержания и трудоемкости дополнительных задач показал, что в финансовой службе необходимо создать новый отдел, финансовому директору стоит выступить с такой инициативой, подготовив пояснительную записку с обоснованием для руководства и собственников.

Ее содержание может быть, например, таким.

1. Текущая структура финансовой службы – действующие подразделения, состав отделов с указанием должностей сотрудников, фонд оплаты труда.

2. Список задач (укрупненно), решаемых финансовой службой в ее действующем составе на текущий момент.

3. Перечень новых (предстоящих) и недавно возникших задач, требующих выполнения финансовой службой. Причины их возникновения: например, увеличение объема работы за счет количества поступающих документов, из-за роста числа юридических лиц в группе компаний, открытия новых филиалов, по которым потребуется анализировать финансовые данные, и другие причины, указанные выше.

4. Описание мероприятий по использованию внутренних ресурсов для решения вновь возникших задач – выполненных и планируемых к выполнению. В этом пункте стоит кратко перечислить, какие вопросы и как уже были решены, что было предпринято для минимизации трудозатрат.

Например, автоматизировали выгрузку информации из бухгалтерской программы в программу для ведения управленческого учета и формирования управленческой отчетности; доработали программу для ведения управленческого учета, что позволило делать в ней часть расчетов без использования Excel; оптимизировали работу с банками – вместо шести банков продолжили сотрудничество лишь с тремя, предоставляющими оптимальный для компании набор услуг, как результат – уменьшился документооборот и трудозатраты сотрудников; перераспределили обязанности между отделами и т. п. Иными словами, в этом пункте рекомендуется сформулировать ответ на вопрос о том, что было сделано, чтобы не создавать еще один отдел.

5. Оценка будущих выгод от создания нового отдела и негативных последствий при отказе от этого. В зависимости от ситуации в этот пункт может быть целесообразно включить расчеты по сравнению альтернативы: например, покупка (доработка) новой программы (дополнительных блоков учета) и создание дополнительного отдела.

У финансового директора должны быть четкие, понятные обоснования, ответы на вопросы руководителя и собственников компании: «Если новый отдел не создать, какие потери (проблемы) нас ждут? Какие выгоды для бизнеса обеспечит создание нового подразделения?» В этом разделе стоит также отразить ответ на вопрос о том, почему это надо делать сейчас.

Желательно оценивать не только финансовые показатели, но и, например, риски, связанные с несвоевременным предоставлением информации, отражением в отчетах недостоверных данных (чем больше нагрузка на сотрудников и интенсивнее их работа, тем выше вероятность ошибок, просрочки выполнения задач) и т. д.

Такой всесторонний анализ не только устроит руководство и собственников компании, но и в конечном итоге будет полезен самому финансовому директору, так как позволит оценить эффективность деятельности его службы.

6. Предлагаемая структура – новый отдел (подразделение), его место в структуре финансовой службы, функции, возлагаемые задачи, численность сотрудников, фонд оплаты труда (подробнее о порядке создания финансовой службы см.  Как создать финансовую службу с нуля).

Информацию в пояснительной записке стоит представить в наглядной, удобной для восприятия форме – например, в виде таблиц.

Дмитрий Антонов , руководитель финансового отдела компании «МИЭЛЬ Новостройки»

1. Действующий состав финансовой службы представлен в таблице 1.

На текущий момент финансовая служба успешно выполняет свои функции, потребность в дополнительных сотрудниках отсутствует.

2. План развития компании.

В течение следующего года планируется открыть не менее 14 филиалов (см. таблицу 2. План развития филиальной сети).

В финансовой службе предлагается создать новый отдел по работе с региональными подразделениями, состоящий из трех сотрудников, включая руководителя отдела (из расчета один сотрудник на пять–шесть филиалов), а также увеличить штат бухгалтерии на двух человек.

3. Задачи нового отдела:

Для контроля над финансовой работой и внутреннего аудита на местах необходимы будут командировки в филиалы.

4. Предварительная работа.

К моменту открытия первого филиала действующая финансовая служба доработает бухгалтерскую и управленческую учетную политику, создаст дополнительные формы отчетности, дополнит бизнес-процессы, проведет переговоры с банками, организует другие необходимые мероприятия, позволяющие выполнять перечисленные задачи. Дополнительных затрат не потребуется. Ответственный – финансовый директор.

5. Создание отдела (нагрузка на каждого сотрудника рассчитана исходя из трудозатрат на выполнение подобных операций в действующей финансовой службе, а также с учетом планируемого объема доходов и расходов филиалов, т. е. планируемого документооборота).

Первоначально (до того как будут открыты пять новых филиалов) задачи нового отдела будет решать финансовая служба в действующем составе.

Дополнительные обязанности будут возложены на двух наиболее компетентных сотрудников (старших финансовых менеджеров А.А. Кузнецова и И.Н. Малышева).

На участках, которые они курируют, работа отлажена, поэтому у них есть возможность взять на себя решение новых задач, что будет занимать у каждого из них примерно один час в день.

В связи с этим предлагается установить им временную надбавку к оплате труда – в размере 15 процентов от оклада (66,7 тыс. руб.), что составляет 10 тыс. руб. на каждого. Итого дополнительный фонд оплаты труда в месяц будет равен 20 тыс. руб., дополнительные отчисления во внебюджетные фонды – 6 тыс. руб.

Набор сотрудников планируется к моменту открытия пяти новых филиалов – во II–III кварталах следующего года в зависимости от исполнения плана развития филиальной сети.

Сначала на работу будет принят один сотрудник – на должность руководителя. Он начнет формировать бизнес-процессы, разработает (усовершенствует) методологию учета и впоследствии подберет сотрудников, то есть наладит работу будущего отдела.

В III квартале планируется принять второго финансового менеджера, в IV квартале – третьего. Параллельно будет идти набор сотрудников в бухгалтерию.

6. Затраты на оплату труда новых сотрудников:

Затраты за год (с учетом плана найма персонала) представлены в таблице 3. Они на 227,5 тыс. руб. (730 тыс. руб. + 219 тыс. руб. – 721,5 тыс. руб.) меньше, чем ежемесячные расходы на содержание действующей финансовой службы.

Источник: https://www.fd.ru/recommend/2653-kak-obosnovat-neobhodimost-v-sozdanii-novogo-otdela-v-finansovoy-slujbe

Обособленное подразделение: создаем и регистрируем

Создание нового структурного подразделения в организации

Только что созданное ООО довольно часто не имеет собственного или арендованного офиса и числится только по юридическому адресу. Это может быть домашний адрес руководителя (учредителя) или адрес с почтово-секретарским обслуживанием.

Пока еще реальная деятельность не ведется, а предназначенная для ООО корреспонденция, особенно от официальных органов, доходит своевременно, такая ситуация нормальна.

Но, рано или поздно, ООО начинает работать, а значит, должно где-то «материализоваться» в пространстве.

Ответы на любые вопросы по регистрации ООО и ИП вы можете получить, воспользовавшись услугой бесплатной консультации по регистрации бизнеса:

Бесплатная консультация по регистрации

Иногда характер деятельности позволяет вести бизнес из дома или при помощи удаленных работников, но если ООО открывает магазин, склад, офис, производственное помещение или каким-то другим образом начинает вести деятельность по адресу, отличному от юридического адреса, то надо создавать и регистрировать обособленное подразделение.

Здесь есть важное условие – критерием создания именно обособленного подразделения является наличие хотя бы одного стационарного рабочего места, а оно признается таким, если создано на срок более одного месяца. Понятие рабочего места есть в Трудовом кодексе (ст. 209), из чего можно сделать вывод, что:

  • с работником должен быть заключен трудовой договор;
  • рабочее место находится под контролем работодателя;
  • работник постоянно находится в этом месте в соответствии со своими служебными обязанностями.

Исходя из этого, склад для хранения, на котором нет постоянного работника, не будет считаться обособленным подразделением. Не считаются им и вендинговые аппараты, платежные терминалы, банкоматы и т.п. Дистанционные (удаленные) работники также не подпадают под понятие «стационарного рабочего места», поэтому заключение с ними трудовых договоров не требует создания обособленного подразделения.

Обращаем ваше внимание, что индивидуальные предприниматели не должны создавать и регистрировать обособленные подразделения. ИП могут вести деятельность на всей территории РФ, независимо от места государственной регистрации. Если они работают на режиме ЕНВД или купили патент, то должны только дополнительно встать на налоговый учет по месту ведения деятельности.

Каким должно быть обособленное подразделение, чтобы организация имела право на УСН

Статья 346.12 НК РФ запрещает применять льготную упрощенную систему налогообложения организациям, имеющим филиалы (требование об отсутствии представительства уже отменено).

Разумеется, возникает вопрос – как оформить обособленное подразделение, чтобы оно не было признано филиалом, а организация при этом сохранила право на УСН? Чтобы разобраться в этом, придется обратиться к положениям трех кодексов: Налогового, Гражданского и Трудового:

  1. Налоговый кодекс (ст. 11) дает понятие обособленного подразделения организации как «…любого территориально обособленного от нее подразделения, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места». Характеристику видов обособленного подразделения НК РФ при этом не дает.
  2. Гражданский кодекс (ст. 55) характеризует обособленное подразделение только в виде представительства и филиала. То есть, из этих положений тоже неясно, какими еще, кроме представительства и филиала, могут быть обособленные подразделения.
  3. Трудовой кодекс (ст. 40) указывает, что «…коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях». Таким образом, только здесь можно увидеть, что обособленные подразделения могут быть какими-то иными, кроме филиала и представительства.

В результате, мы имеем дело с каким-то неуловимым понятием иного обособленного подразделения, поэтому при создании такого подразделения надо просто избегать критериев, которые характеризуют его как филиал или представительство. Характеристики эти в законе более чем скудные:

  • представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;
  • филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительств;
  • представительства и филиалы не являются юридическими лицами, а сведения о них должны быть указаны в ЕГРЮЛ, а значит, и в уставе организации.

Мы не случайно так подробно разбираемся в этом вопросе, потому что несоответствие этим требованиям (иногда неявное) может лишить организацию возможности работать на УСН, причем неожиданно. Например, руководитель считает, что созданное обособленное подразделение не является филиалом, поэтому организация продолжает работать на упрощенной системе, хотя уже не имеет на это права.

В таких случаях организация будет признана работающей на общей системе налогообложения с начала того квартала, в котором было создано обособленное подразделение, имеющее признаки филиала.

  А потеря права на упрощенку ведет к необходимости начислить все налоги общего режима: налог на прибыль, налог на имущество, НДС, и именно с последним может возникнуть больше всего проблем.

НДС надо начислить со стоимости всех реализованных товаров, работ и услуг за текущий квартал, а если покупатель или заказчик откажутся его доплачивать, то налог придется платить за счет собственных средств.

Признаки филиала и представительства

Учитывая, к каким неприятным последствиям для плательщика УСН может привести признание обособленного подразделения филиалом, надо знать, какими могут быть его признаки:

  1. Факт создания и начала деятельности филиала или представительства отражается в уставе ООО (с 2016 года это делать необязательно). 
  2. Головная организация утвердила положение о филиале или представительстве.
  3. Назначен руководитель обособленного подразделения, который действует по доверенности.
  4. Разработаны внутренние нормативные документы, регламентирующие деятельность обособленного подразделения, как филиала или представительства.
  5. Филиал или представительство представляет интересы головной организации перед третьими лицами и защищает ее интересы, например, в суде.

Таким образом, чтобы сохранить право на УСН, надо следить, чтобы созданное обособленное подразделение не имело указанных признаков филиала.

Кроме того, нужно указать в Положении об обособленном подразделении, что оно не имеет статуса филиала или представительства и не ведет хозяйственную деятельность организации в полном объеме (например, магазин занимается только хранением, продажей и доставкой товаров).

Создание обособленного подразделения находится в компетенции руководителя ООО, в устав сведения об этом вносить не обязательно.

Сообщаем в налоговую инспекцию об открытии обособленного подразделения

Согласно статье 83(1) НК РФ организации должны вставать на налоговый учет по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Дополнительное требование сообщать в налоговую инспекцию обо всех обособленных подразделениях (в месячный срок) и об изменениях сведений о них (в трехдневный срок) установлено статьей 23(3) НК РФ.

Таким образом, при создании обособленного подразделения (не являющегося филиалом или представительством) ООО должно:

  • сообщить об этом в свою налоговую инспекцию по форме № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@;
  • встать на налоговый учет по месту нахождения этого подразделения, если оно создано на территории, подведомственной не той налоговой инспекции, в которой зарегистрирован головной офис.

Налоговая инспекция по месту регистрации головного офиса, в которую было подано сообщение№ С-09-3-1, сама сообщает об этом факте в ФНС по месту нахождения созданного обособленного подразделении (ст. 83(4) НК РФ), то есть от ООО не требуется самостоятельно вставать на учет.

Если несколько обособленных подразделений находятся в одном муниципальном образовании, но на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, постановка на учет может быть осуществлена по месту нахождения одного из обособленных подразделений, по выбору организации. Например, если в одном городе у ООО открыто несколько магазинов на территориях разных ФНС, не надо вставать на учет в каждую из них, можно выбрать какую-то одну инспекцию, указав этот выбор в сообщении.

При изменении адреса обособленного подразделения его не надо закрывать и открывать заново (такая обязанность существовала до сентября 2010 года), а только подать сообщение по форме № С-09-3-1 в налоговую инспекцию по месту учета подразделения с указанием нового адреса.

Постановка на учет в фондах

Ранее регистрация в Пенсионном фонде при открытии обособленного подразделения проводилась на основании заявления ООО, сейчас эти данные автоматически передает налоговая инспекция. Однако обязанность самостоятельно становится на учет в ФСС осталась.

Для регистрации в ФСС подают нотариально заверенные копии:

  • свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • свидетельства о государственной регистрации юридического лица или листа записи ЕГРЮЛ;
  • извещение о регистрации в качестве страхователя головного организации, выданное региональным отделением ФСС;
  • информационного письма службы государственной статистики (Росстата);
  • уведомления о постановке на налоговый учет обособленного подразделения;
  • приказа об открытии, Положения об обособленном подразделении, документы, подтверждающие наличие у обособленного подразделения отдельного баланса и расчетного счета;
  • оригинал заявления о регистрации.

Платить единый упрощенный налог и страховые взносы за работников, занятых в обособленном подразделении, надо по месту регистрации головной организации, а НДФЛ с этих работников надо удерживать по месту нахождения обособленного подразделения.

Ответственность за нарушение порядка регистрации обособленного подразделения

Нарушение сроков подачи сообщений и заявлений о регистрации обособленного подразделения влечет за собой следующие штрафы:

  • нарушение срока подачи заявления о постановке на учет – 10 тысяч рублей (ст. 116 НК РФ);
  • ведение деятельности обособленным подразделением без постановки на учет – штраф в размере 10 процентов от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей (ст. 116 НК РФ);
  • нарушение срока регистрации в ФСС – 5 тысяч рублей или 10 тысяч рублей, если нарушение длится более 90 календарных дней (ст. 19 № 125-ФЗ от 24.07.98).

План действий при создании обособленного подразделения

  1. Определиться, что организация создает обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством (т.к. у них другой порядок регистрации).
  2. Убедиться, что созданное рабочее место является стационарным, то есть создано на срок более месяца, работник присутствует на нем постоянно, и это связано с выполнением им служебных обязанностей. Если работник дистанционный, создавать обособленное подразделение не требуется.
  3. В месячный срок после создания стационарного рабочего места сообщить в налоговую инспекцию, где ООО состоит на учете, о создании обособленного подразделения по форме № С-09-3-1.
  4. В течение 30 дней встать на учет в фонд социального страхования.
  5. При необходимости сообщать в трехдневный срок об изменении адреса или наименования обособленного подразделения в ФНС по месту учета подразделения по форме № С-09-3-1.

Источник: https://www.regberry.ru/registraciya-ooo/obosoblennoe-podrazdelenie

Что такое структурное подразделение организации

Создание нового структурного подразделения в организации

— Организация бизнеса — Кадры — Структурное подразделение организации

Структурное подразделение организации – это определенная часть предприятия, которая сосредоточена на выполнении отдельных задач в соответствии с должностными инструкциями, уставом и иными локальными нормативными актами. О том, что такое структурное подразделение организации, зачем они необходимы и как обеспечивается их правовое регулирование, следует знать каждому работодателю и специалисту.

Что такое структурное подразделение организации – правовое регулирование

Понятие структурного подразделения предприятия определяет его в качестве отдельной единицы, объединяющей определенные рабочие места и занимающих их сотрудников, которое обладает определенной самостоятельностью в рамках организации.

Разделение на структурные подразделения позволяет реализовать эффективное делегирование труда, упрощает управление персоналом и всем предприятием в целом.

Именно поэтому без разделения на структурные подразделения эффективное ведение деятельности возможно только в организациях, относящихся к малому бизнесу.

Законодательство, в свою очередь, никак не регламентирует деятельность отдельных структурных подразделений, не выделяет особенности их и не предоставляет никаких правовых механизмов, связанных с данным аспектом трудовых взаимоотношений. Поэтому работодатели вправе самостоятельно организовывать разделение различных коллективов и структур в рамках предприятия, без излишних ограничений в нормативных и процессуальных вопросах.

Филиалы и дочерние компании не считаются структурными подразделениями организации.

Ключевая особенность структурных подразделений заключается именно в том, что они выделяются строго внутри компании, не являются самостоятельными и не могут существовать в отрыве от субъекта хозяйствования в целом.

Соответственно, структурные подразделения организации не могут обладать признаками самостоятельного субъекта хозяйствования. То есть, в их отношении должны соблюдаться определенные принципы:

  • О создании или расформировании структурных подразделений, их переформатировании, работодатель не должен извещать контролирующие органы или профсоюзы, пока не проводятся изменения в фактических рабочих местах.
  • Структурные подразделения не ставятся на учет в налоговых органах и страховых фондах.
  • Отдельная бухгалтерская отчетность в отношении структурных подразделений предприятия не ведётся. Также, им не присваиваются отдельные статистические коды. Деятельность структурных подразделений отражается в общем балансе предприятия.

Законодательство не предусматривает и не допускает возможности открывать отдельные банковские счета для отдельных структурных подразделений компании.

Виды структурных подразделений организации

Так как понятие структурных подразделений организации не закреплено в законодательстве, вопросы названия, а также конкретных целей и задач, стоящих перед данными подразделениями, могут иметь различные ответы.

Но в большинстве случаев в кадровом делопроизводстве используются устоявшиеся основные названия, что может значительно упростить создание эффективной системы распределения обязанностей и управления персоналом на предприятии.

Так, примеры названий структурных подразделений организации вместе с их основными задачами и функциями могут выглядеть следующим образом:

  • Управления. Так называются подразделения, которые создаются по отраслевым или функциональным признакам в крупных корпорациях или государственных учреждениях, обеспечивая основное руководство в сфере их ответственности и распределяющее задачи по более мелким подразделениям. Характерной особенностью управлений как структурных подразделений, является отсутствие в них производственного персонала и исполнение сугубо административных и управленческих задач.
  • Отделения. В качестве отделений устанавливаются структурные подразделения лишь в нескольких сферах деятельности. К ним относятся организации здравоохранения, где различные отделения разделяются по основным функциям, а также некоторые государственные учреждения. В банковской и страховой сфере, отделения напротив – создаются по территориальному принципу, а не функциональному, и часто могут регистрироваться в качестве филиалов, то есть представлять собой понятие более широкое, чем просто структурное подразделение.
  • Департаменты. Данные виды структурных подразделений, как и управления, создаются преимущественно в государственных органах и крупных корпорациях. Они также объединяются по функциональным и отраслевым признакам и, в свою очередь, тоже подразделяются на отделы. Основное их отличие от управлений – более низкая ступень в иерархии подразделений предприятия.
  • Отделы. Это – один из основных видов структурных подразделений, который имеет место в большинстве субъектов хозяйствования, где осуществляется таковое разграничение сфер деятельности персонала. При этом отделы могут быть как единственным видом структурных подразделений, так и составляющей частью департаментов и управлений. Отделы чаще всего реализуют одно или несколько конкретных направлений трудовой деятельности в рамках предприятия.
  • Службы. Под службами подразумеваются обособленные структурные подразделения, объединенные по функциональному признаку, в том числе и в рамках нескольких иных структурных подразделений. Например, служба безопасности в банковской организации может располагаться и иметь своих сотрудников во многих отделениях и филиалах, но в то же время, является отдельным целостным структурным подразделением с собственным централизованным руководством.
  • Бюро. Такие структурные подразделения как бюро – во многом могут являться идентичными отделам. Однако в глобальном аспекте, считается, что бюро – это меньшая структурная единица в предприятии, чем отдел. Кроме этого, традиционно бюро занимаются сугубо документарной и административной деятельностью, в то время как отделы вполне могут участвовать и в непосредственном процессе производства.

Кроме этого, могут также выделяться и другие виды структурных подразделений в рамках предприятия. Так, для производств часто имеет место разделение на отдельные цеха. Также имеет место и разделение на секторы, участки и группы – данные структурные подразделения определяют конкретные работы и направления работ, равно как и зоны ответственности сотрудников.

Разделение на структурные подразделения на предприятии предполагает, что многие сотрудники одновременно могут включаться в состав различных подразделений и одновременно быть членами нескольких из них. Так, например, строитель-ремонтник может относиться к отделу капитального ремонта, который, в свою очередь, будет входить в хозяйственный департамент предприятия. При этом коллега данного строителя, в аналогичной должности, может работать на первом участке обслуживания с одной бригадой, а сам строитель – на ином участке с иными ответственными лицами.

Как создать структурное подразделение – порядок действий

Работодатель, как упоминалось ранее, самостоятельно принимает решение о внедрении различных структурных подразделений и о регулировании их деятельности.

При этом основным документом, на основании которого будет функционировать данная система управления персоналом, является положение о структурном подразделении или иной аналогичный по смыслу внутренний документ.

данного положения не регламентировано, но традиционно включает в себя:

  • Общие сведения о предприятии и о планируемых действиях, целях создания организационных структур.
  • Конкретные сведения о численности работников – как по предприятию в целом, так и по планируемым подразделениям.
  • Задачи и функции создаваемых структурных подразделений.
  • Непосредственное назначение руководства в них или же создание механизмов назначения руководства.
  • Порядок, по которому осуществляется взаимосвязь между различными подразделениями.
  • Определение коллективной ответственности и ответственности руководителей подразделений в рамках организации.
  • Порядок ликвидации, слияния и иных действий, изменяющих структурные подразделения.

Положение о структурном подразделении может создаваться как разово, при внедрении данной системы, так и дополняться впоследствии или приниматься заново при создании дополнительных подразделений. Наиболее удобным будет способ, когда основной документ содержит лишь главные принципы работы системы структурных подразделений, а каждое отдельное подразделение вводится в действие и регулируется в рамках предприятия отдельными локальными актами.

Основной задачей работодателя при создании структурных подразделений на предприятии, является наиболее точное и четкое указание функций данной структуры. Так, при указании функций, следует обратить внимание на следующие нюансы:

  • Сформулированные функции должны четко устанавливать задачи для структурных подразделений.
  • Рекомендуется располагать функции в убывающем порядке по степени важности.
  • Необходимо крайне внимательно отслеживать повторение и дублирование функций в различных структурных подразделениях.
  • Все взаимосвязи с иными подразделениями должны быть в обязательном порядке согласованы.
  • Функции структурных подразделений не должны противоречить требованиям законодательства и трудовым договорам задействованных в них работников.
  • Функции должны иметь достаточно простой способ оценки качества их исполнения и иметь числовое или временное выражение.

Чтобы избежать самых распространенных ошибок, не лишним будет обратить внимание работодателей и на основные, предъявляемые к структурным подразделениям, требования:

  • Каждое подразделение должно иметь четко обозначенную иерархическую структуру, обеспечивающую субординацию на предприятии.
  • Правовые основания деятельности подразделения должны предоставлять данному подразделению возможность действовать гибко и не фиксироваться в жестких рамках – иначе никакого смысла от разделения труда не будет.
  • Размер подразделений должен соответствовать возможностям руководителя. При этом необходимо понимать, что оптимальным в большинстве случаев является размер структурных подразделений от 5 до 20 человек, но не больше, и не меньше.

(40 голос., 4,15 из 5)
Загрузка…

Источник: https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/strukturnoe-podrazdelenie-organizatsii.html

Организационная структура предприятия

Создание нового структурного подразделения в организации

Говоря об организационной структуре, мы имеем в виду концептуальную схему, вокруг которой организуется группа людей, основу, на которой держатся все функции.

Организационная структура предприятия — это, по сути, руководство для пользования, которое объясняет, как организация выстроена и как она работает.

Если говорить конкретнее, то организационная структура описывает, как в компании принимаются решения и кто является ее лидером. 

Почему необходимо разрабатывать организационную структуру предприятия?

  • Организационная структура дает четкое понимание того, в каком направлении движется компания. Ясная структура — это инструмент, с помощью которого можно придерживаться порядка в принятии решений и преодолевать различные разногласия.
  • Организационная структура связывает участников. Благодаря ей люди, присоединяющиеся к группе, имеют отличительные черты. В то же время и сама группа обладает определенными особенностями.
  • Организационная структура формируется неизбежно. Любая организация по определению подразумевает какую-то структуру.

Элементы организационной структуры

Организационная структура любой организации будет зависеть от того, кто является ее участниками, какие задачи она решает и как далеко организация зашла в своем развитии.

Независимо от того, какую организационную структуру вы выбираете, три элемента всегда будут присутствовать в ней.

Конкретный человек или группа людей, которые принимают  решения в организации.

  • Правила, по которым работает организация

Многие из этих правил могут быть заявлены явно, в то время как другие могут быть скрытыми, но при этом не менее обязательными для исполнения. 

Распределение труда может быть формальным или неформальным, временным или постоянным, но в каждой организации непременно будет определенный тип распределения труда.

Традиционные организационные структуры

Эти структуры основаны на функциональном подразделении и отделах. Они характеризуются тем, что на верхнем уровне сосредоточены полномочия стратегических и оперативных задач.

Существует несколько типов традиционных структур.

  • Линейная организационная структура

Самая простая структура из всех существующих. Характеризуется наличием определенной цепи инстанций. Решения спускаются сверху вниз. Этот вид структуры подходит для маленьких организаций вроде небольших бухгалтерских фирм и адвокатских контор. Линейная структура позволяет легко принимать решения.

Преимущества:

  • Самый простой вид организационной структуры.
  • В результате жесткого управления формируется жесткая дисциплина.
  • Быстрые решения приводят к быстрым и эффективным действиям.
  • В структурах власти и ответственности существует ясность.
  • Поскольку контроль лежит на одном начальнике, в ряде случаев он может проявлять гибкость.
  • Есть хорошие перспективы карьерного роста у людей, которые выполняют работу качественно.

Недостатки:

  • Есть возможности оказывать влияние на начальника отдела.
  • Постоянная проблема — отсутствие специализации.
  • Начальник отдела может быть перегружен работой.
  • Коммуникации осуществляются только сверху вниз.
  • Начальник, обладающий властью, может неправильно использовать ее для своей выгоды.
  • Решения принимаются одним человеком.

Линейно-штабная организация

Такая структура характеризуется наличием линейных руководителей и подразделений, которые по факту не имеют права принятия решений. их задача — оказывать помощь линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления. Процесс принятия решений в такой структуре медленнее.

Преимущества:

  • Позволяет сотрудникам быстро выполнять задачи.
  • Помогает сотрудникам брать на себя ответственные функции и специализироваться на конкретных функциях.
  • Помогает линейным руководителям сконцентрироваться на определенных задачах.
  • При организационных изменениях минимален риск возникновения сопротивления.
  • Сотрудники чувствуют, что их вклад оценен.

Недостатки:

  • Среди сотрудников может возникать путаница.
  • У сотрудников недостаточно знаний, чтобы ориентироваться на результат.
  • Слишком много уровней иерархии.
  • Сотрудники могут расходиться во мнениях, что замедляет работу.
  • Более дорогостоящая структура, чем простая линейная организация, из-за наличия начальников подразделений.
  • Решения могут приниматься слишком долго.

Функциональная структура

Этот вид организационной структуры классифицирует людей согласно функции, которую они выполняют в профессиональной жизни.

Преимущества:

  • Высокая степень специализации.
  • Ясный порядок подчиненности.
  • Четкое понимание ответственности.
  • Высокая эффективность и скорость.
  • Отсутствие необходимости в дублировании работы.
  • Все функции одинаково важны.

Недостатки:

  • Коммуникация сталкивается с несколькими барьерами.
  • В центре внимания находятся люди, а не организация.
  • Решения, принятые единственным человеком, могут не всегда идти на пользу организации.
  • По мере роста компании становится труднее осуществлять контроль над действиями внутри нее.
  • Отсутствие командной работы между различными отделами или единицами.
  • Поскольку все функции отделены, сотрудники могут не знать о том, что творится у коллег.

Дивизиональная структура

Сюда относятся виды структур, которые основаны на различных подразделениях в организации. Они группируют сотрудников на основе продуктов, рынков и географического положения.

  • Продуктовая (товарная) структура

Такая структура основана на организации сотрудников и работы вокруг различных продуктов. Если компания производит три различных продукта, то у нее будут три различных подразделения для этих продуктов. Этот тип структуры лучше всего подходит для розничных магазинов с множеством продуктов.

Преимущества:

  • Структурные единицы, которые не работают, можно легко закрыть.
  • Каждая единица может управляться как отдельное структурное подразделение.
  • Быстрое и легкое принятие решений.
  • Большая независимость у лиц, принимающих решения.
  • Отдельные продукты привлекают отдельное внимание в зависимости от проблем, которые возникают.
  • Организация характеризуется высокой производительностью и эффективностью.

Недостатки:

  • Поскольку каждая структурная единица работает самостоятельно, организационные цели не могут быть достигнуты.
  • Нездоровая конкуренция среди внутренних подразделений.
  • Большое количество организационных уровней препятствует развитию бизнеса.
  • Все единицы не могут быть равнозначными.
  • Маркетинг отдельных продуктов может сильно отличаться по стоимости.

Рыночная структура

Сотрудники группируются исходя из того, на каком рынке работает компания. У компании может быть пять различных рынков, согласно этой структуре каждый из них будет отдельным подразделением.

Преимущества:

  • Сотрудники могут общаться с клиентами на местном языке.
  • Они доступны клиентам.
  • Проблемы на конкретном рынке могут решаться изолированно. 
  • Поскольку люди ответственны за конкретный рынок, задачи выполняются вовремя.
  • Сотрудники специализируются на работе на конкретном рынке.
  • Могут выводиться новые продукты для специализированных рынков.

Недостатки:

  • Может возникнуть острая конкуренция среди сотрудников.
  • Принятие решений может вызывать конфликты.
  • Трудно определить производительность и эффективность.
  • Все рынки могут не рассматриваться как равные.
  • Может отсутствовать связь между начальниками и сотрудниками.
  • Сотрудники могут неправильно использовать свои полномочия.
  • Географическая структура

У крупных организаций есть офисы в различных местах. Организационная структура в этом случае следует за зональной структурой.

Преимущества:

  • Хорошая коммуникация среди сотрудников в том же самом местоположении.
  • Местные работники лучше знакомы с местной деловой средой и могут приспосабливаться к географическим и культурным особенностям.
  • Клиенты чувствуют лучшую связь с местными менеджерами, которые могут говорить на их языке.
  • Отчеты по работе отдельных рынков.
  • Решения принимаются взвешенно.
  • Могут вводиться новые продукты или модификации продуктов, удовлетворяющие потребности определенной области.

Недостатки:

  • Может возникать нездоровая конкуренция среди различных географических зон.
  • Этика компании и ее принципы могут отличаться от региона к региону.
  • Отслеживание работы и прибыли каждой области может  отнимать много времени.
  • Возможна плохая коммуникация среди сотрудников в различных регионах.
  • Взаимодействие между сотрудниками различных регионов может не сложиться.

Матричная структура

Это комбинация продуктовой и функциональной структур. Она  объединяет преимущества обеих структур для большей эффективности. Эта структура самая сложная из существующих. Отличительная особенность матричной структуры — подчинение сотрудников двум или более руководителям одного уровня.

Существует функциональная матрица. В этом типе матричной структуры менеджеры по проекту следят за функциональными аспектами проекта. Однако они обладают очень ограниченной властью, фактически управляет ресурсами и проектом руководитель функционального подразделения.

Преимущества:

  • Сотрудники не работают на временной работе.
  • Руководитель функционального подразделения управляет проектом.
  • Руководитель функционального подразделения несет ответственность в случае, если что-либо идет не так, как надо.
  • Чем больше менеджер по проекту общается с сотрудниками, тем лучше результаты.
  • Менеджер по проекту может реально повлиять на ситуацию, не будучи под контролем.  
  • Принятие решений сосредоточено в руках руководителя функционального подразделения.

Недостатки:

  • Менеджер по проекту может столкнуться с апатией со стороны сотрудников.
  • Менеджер по проекту не имеет полной власти.
  • Будучи не контролируемыми, сотрудники могут показывать меньшую производительность всего подразделения.
  • Менеджер по проекту обладает слабой властью, которая не позволяет ему контролировать сотрудников.
  • Менеджер по проекту не имеет никакого контроля над управлением рабочей нагрузкой и определением приоритетов в задачах.
  • Менеджер по проекту не может дать отчет о работе.

Есть еще проектная матрица, когда прежде всего ответственен за работу менеджер по проекту, в то время как руководитель функционального подразделения может давать методические консультации и распределять ресурсы. 

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов по острым темам

Источник: https://kontur.ru/articles/4197

Порядок создания обособленного подразделения ООО в 2019 году

Создание нового структурного подразделения в организации

План развития предприятия почти всегда подразумевает создание обособленных подразделений. Таким правом наделены все российские субъекты хозяйственной деятельности. Как открыть обособленное подразделение ООО в 2019 году и что грозит предприятиям за уклонение от постановки на учет, – об этом в материале PPT.ru

КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня

Получить доступ

Существующее законодательство дает определение и основные признаки обособленного подразделения. Однако в правовых нормах отсутствует алгоритм создания новых структурных единиц. Рассмотрим подробнее документы, регламентирующие их деятельность.

Обособленное подразделение в законодательстве

Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации, обособленным подразделением (далее ОП) организации может считаться любая территориально обособленная от нее структурная единица, в которой имеются стационарные рабочие места.

Такими рабочими местами могут считаться лишь те, которые созданы на срок не менее, чем один месяц.

Законодательство признает факт существования подразделения вне зависимости от того отражено его создание в учредительных и других документах организации или нет, а также полномочий, которыми оно наделено.

Статья 55 Гражданского кодекса дает определение понятиям представительство и филиал. Представительство обладает всеми признаками ОП, указанными в статье 11 НК РФ, но кроме этого, оно представляет и защищает интересы юридического лица.

Филиал, согласно ГК РФ, осуществляет функции юридического лица и осуществляет функции представительства.

Но основное отличие филиала и представительства от ОП заключается в том, что сведения о них должны быть внесены в учредительные документы.

ОП, вне зависимости от типа, действуют на основании положений утвержденных юридическим лицом. Руководители осуществляют деятельность на основании доверенности и назначаются юридическим лицом.

Порядок открытия ОП можно разделить на два крупных этапа – регистрация и организация. Рассмотрим их более подробно.

Регистрация обособленного подразделения в 2019 году: пошаговая инструкция

Существующее законодательство регламентирует лишь порядок организации филиалов и представительств. Процесс создания других ОП практически не отличается от предписанного в законе.

Рассмотрим пошагово, как зарегистрировать обособленное подразделение в 2019 году:

Шаг 1. Принять решение о создании ОП.

Согласно статье 5 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, общество может создавать ОП, на основании решения участников общества. Решение принимается путем ания. Для этого «за» должны проать не менее чем две трети участников, если иное не предусмотрено уставом организации. Принятое решение оформляется соответствующим протоколом и приказом.

Шаг 2. Подготовить приказ о создании обособленного подразделения (образец 2019).

Шаг 3. Внести изменения в учредительные документы.

При организации филиала или представительства вносятся изменения в устав и другие учредительные документы организации. Если планируется открытие ОП, то изменения в эти документы вносить не нужно.

Шаг 4. Зарегистрировать принятые изменения. В течение трех рабочих дней со дня принятия решения об открытии филиала или представительства, необходимо подать в Налоговую службу заявление по форме Р13001. Если сведения о структурной единице не вносились в устав, подается заявление по форме Р14001.

Шаг 5. Заполнить сообщение об открытии обособленного подразделения 2019 по форме №С-09-3-1 в случае создания не филиала или представительства. Этот документ необходимо представить в Налоговую службу в течение одного месяца со дня создания ОП. В течение пяти рабочих дней будет осуществлена постановка на учет, а предприятие получит соответствующее уведомление.

Датой создания ОП считается дата создания стационарных рабочих мест. Для филиалов и представительств такой датой считается день принятия решения об их создании.

Стоит помнить, что помимо указанных выше документов, налоговая служба может попросить предоставить и другие бумаги.

Организация обособленного подразделения

Поскольку Налоговый и Гражданский кодексы предъявляют определенные требования к ОП, руководителю предприятия необходимо помимо регистрации провести некоторые организационные мероприятия:

  • организация стационарных рабочих мест, в том числе аренда или покупка помещения, а также транспортных средств;
  • наделение структурной единицы имуществом основной организации;
  • назначение руководителя ОП, выдача ему доверенности;
  • открытие при необходимости расчетных счетов;
  • подбор и прием на работу сотрудников.

Представленный перечень может быть расширен в зависимости от потребностей предприятия и других факторов, связанных с организацией его нормальной деятельности.

Ответственность за уклонение от постановки на учет

Согласно пункту 1 статьи 126 НК РФ, предусмотрена ответственность за нарушение сроков отправки сообщения об открытии ОП. За такое нарушение полагается штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный вовремя документ.

На должностных лиц накладывается штраф в размере от 300 до 500 рублей.

В случае ведения деятельности без постановки на налоговый учет, организация обязана будет выплатить штраф в размере 10% от полученных доходов, но не менее 40 000 рублей.

Сообщение об открытии обособленного подразделения по форме №С-09-3-1

Источник: https://ppt.ru/art/obosoblennoe-podrazdelenie/sozdat

Правовое Дело
Добавить комментарий