Потерпевший по делу об административном правонарушении

Права и обязанности потерпевшего в административном правонарушении: все, что нужно знать

Потерпевший по делу об административном правонарушении

Потерпевший по делу об административном правонарушении — это лицо, которому в результате совершения данного деяния причинен имущественный, моральный или физический вред. Права потерпевшего по административному делу предусматриваются Кодексом об административных правонарушениях.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 25.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Потерпевший»

Административное правонарушение — что это

Под административным правонарушением понимается деяние, которое посягает на государственный или общественный порядок, права и свободы граждан, а также на структуру управления, которая существует в государстве.

Деяние выражается в форме действия или бездействия. Ему присущ антиобщественный характер. В качестве наказания для лица, совершившего нарушение, предусматриваются административные санкции.

Что относят к административным правонарушениям

В Кодексе об административных правонарушениях определено, какие деяния рассматриваются в качестве антиобщественных. Это говорит о том, что не все действия имеют признаки правонарушений.

Признак противоправности присущ только деянию, которое в результате своего совершения нарушает правовые нормы. Данные нормы могут относиться не только к административной отрасли права, но и к другим смежным с ним отраслям.

При помощи мер ответственности административного характера предусматривается, чтобы соблюдались установленные нормы.

Основными компонентами состава правонарушения является объект, субъект, объективная и субъективная стороны. Каждое из этих понятий требуется рассмотреть более подробно. Под объектом понимают общественные отношения, которые регулируются правовыми нормами и охраняются мерами ответственности.

Объект — это требования и нормы законодательства, а также отдельные акты и положения. Объективная сторона отражает форму, в которой совершается правонарушение. Это может быть действие или бездействие. Обязательным условием является то, что они запрещены законами.

Любая из форм, в которой совершается правонарушение, не может не посягать на те или иные общественные отношения. В правовых актах фиксируются элементы, которые содержат в себе объективную сторону правонарушения.

Главным условием для того, чтобы правонарушение перешло в разряд преступлений является то, что деяние неоднократно повторяется. Связано с тем, что совершение деяния повторно рассматривается в качестве отягчающего ответственность факта.

По этой причине может применяться более жестокое наказание.

Важно! Стоит отметить, что неоднократность следует отличать от повторности. Кроме того, в рамках административного права нужно разделять длящиеся и продолжаемые деяния.

К субъектам относят граждан и организации. Имеется три группы субъектов:

  • общие;
  • особые;
  • специальные.

К первой группе относятся граждане, которые на момент совершения правонарушения достигли 16-летнего возраста. Специальным субъектом могут быть должностные лица, законные представители, лица, имеющие гражданство иностранного государства и пребывающие на территории России. Также лица, гражданство у которых отсутствует.

К особой группе относят военнослужащих, граждан, находящихся на сборах, а также представители рядового или начальствующего состава внутренних органов. Ответственность предусматривается в дисциплинарных уставах.

На какие правоотношения посягают

К объекту правонарушений относят общественные отношения, развитию и реализации которых препятствует нарушение. Объектом могут быть не все отношения, а лишь те, что охраняются правовыми нормами. Когда посягательство направлено на отношения, не урегулированные нормами права, то речь идет об аморальном, безнравственном поведении.

Внешне посягательства на общественные отношения выглядят как нарушения норм права. Часть правонарушений имеет своей направленностью порядок управления государства, который регулируется с помощью административного права.

Также посягательства возможны на правила охраны труда, земельное, трудовое и прочие права.

Отличия правонарушения от преступления

На практике достаточно часто путают такие понятия, как правонарушение и преступления. При этом стоит сказать, что они является довольно различными. Если рассматривать правонарушение в широком смысле, то оно понимается как действие, нарушающее общественный порядок.

К данным действия относят:

  • причинение ущерба материального и морального характера;
  • несоблюдение установленных запретов и предписаний.

Правонарушения направляются не только на людей, но и на интересы, которые имеют социальную значимость. Под правонарушением предусматривается действие, которое наносит минимальный вред общественным отношениям.

Кодексом об административных правонарушениях предусматривается ответственность за такие деяния. За совершение правонарушения последствий в виде судимости не наступает. Субъектом выступает лицо, достигшее 16 лет.

Преступления являются одной из форм правонарушений, которые имеют большую общественную опасность, в связи, с чем ответственность за их совершение предусмотрена в уголовном законе.

Предусматривается несколько категорий преступлений:

  • небольшой тяжести;
  • средней тяжести;
  • тяжкие;
  • особо тяжкие преступления.

Разновидность преступлений определяется при помощи характера и степени общественной опасности.

Внимание! Наказания достаточно суровы, максимальное из них — смертная казнь либо пожизненное лишение свободы.

Ответственность

Для того чтобы иметь возможность привлечь виновное лицо к административной ответственности совершения правонарушения должно быть доказано.

В данном случае лицо не должно доказывать свою невиновность, так как в стране действует презумпция невиновности.

При условии, что деяние признается противозаконным на основании имеющихся доказательств и свидетельств — наступает административная ответственность.

Данный вид наказаний не относится к уголовным. За совершения подобных деяний не предусматривается лишение свободы.

Каждое противоправное действие должно быть наказано по всей строгости закона. Административная ответственность рассматривается как вид юридического наказания. Ее наступление связано с невыполнением действий, которые должно было совершить лицо.

Как привлечь к ответственности правонарушителя

Для того чтобы привлечь виновного к административной ответственности первое, что требуется сделать — возбудить административное дело. В законодательстве предусматриваются поводы для его возбуждения. На практике возбуждение выглядит как оформление административного протокола.

Лицу, которое желает привлечь обидчика к ответственности, для возбуждения такого дела потребуется написать заявление и подать его в компетентный орган.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Возбуждение дела об административном правонарушении»

Куда обратиться

Полномочиями на возбуждение административного дела обладают лица, к компетенции которых относится составление протоколов об административных правонарушениях.

Перечень должностных лиц, обладающих полномочиями по составлению административных протоколов, предусмотрен в статье 28.3 КоАП РФ. К таким лицам относятся сотрудники полиции, налогового органа, таможенных, пограничных органов и т. д.

Кто составляет протокол, зависит от того, какая категория правонарушений совершена.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях»

Наказание

Кодекс об административных правонарушениях предусматривается возможные наказания, которые могут быть применены к правонарушителю.

К ним относят:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • административный арест;
  • административное приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • дисквалификация;
  • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Процессуальные документы

В качестве процессуальных документов рассматриваются процессуальные акты, которые содержат в себе решения и действия должностных лиц и органов, ведущих производство по делам.

Когда осуществляется производство по административным делам, то могут выноситься разнообразные процессуальные документы:

  • протоколы об административных правонарушениях;
  • протоколы об административном задержании;
  • протоколы личного досмотра и досмотра вещей;
  • протоколы изъятия вещей и документов и прочие.

Как оформляется факт совершения проступка

В законодательстве указываются возможные поводы для возбуждения дела. Посредством их анализа можно сделать вывод, что факт совершения правонарушения фиксируется посредством:

  • протокола об административном правонарушении, который выносится должностным лицом, имеющим соответствующую компетенцию;
  • материалы, содержащие данные, дающие основание полагать, что совершено правонарушение;
  • заявления или сообщения, поступившие от граждан или организаций, где указывается на совершение нарушения и т. д.

Какие документы оформляет пострадавшая сторона

Основной документ, который необходимо составить пострадавшему — заявление о совершенном правонарушении.

Скачать пример заявления

В этом документе указываются конкретные обстоятельства совершения нарушения, описываются наступившие последствия, также следует дать предварительную оценку произошедшему. Это говорит о том, что составитель заявления указывает статью административного закона, которая содержит наказание за совершенное правонарушение.

Отражаться должно место и время, когда произошли указанные события, сведения о том, кто нарушил права, если лицо известно пострадавшему.

Также отражается дата, когда составлено и подано заявление, данные заявителя, в том числе его имя, фамилия и отчество, контактные данные, адрес проживания. В конце документа ставится подпись.

Устанавливается, что документ должен составляться лаконично и информативно.

Также потерпевший может заявить отвод, ходатайство, обжаловать вынесенное постановление.

Скачать для просмотра и печати:

Глава 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях»

Рассмотрение

Согласно законодательству предусматривается срок для рассмотрения заявлений, равный трем дням. Если возникает необходимость дополнительной проверки — продляется до 10. Рассмотрение осуществляется лицом, уполномоченным на это законом. Зависит от того, в какой сфере совершено правонарушение.

Срок для рассмотрения жалобы отводится равный 10 дням начиная с дня, когда была подана жалоба. Подается уполномоченному на то должностному лицу. В КоАП РФ предусмотрен специальный срок для рассмотрения некоторых категорий жалоб.

Итоги рассмотрения

Итогом рассмотрения заявления, поступившего в компетентный орган, ставится возбуждение дела об административном правонарушении или отказ в возбуждении.

Жалоба и ходатайство удовлетворяются или отклоняются должностным лицом.

Досудебная, внесудебная и судебная стадии

Внесудебная стадия понимается как разрешение конфликта между сторонами без обращения в компетентные органы. Досудебное разбирательство соответственно осуществляется в указанных государственных и муниципальных органах.

Важно! В административном законодательстве не предусматривается возможности прекращения судом производства по делу в связи с тем, что стороны примирились.

Это говорит о том, что прекратить производство по данной категории дел невозможно.

Что сделать, чтобы решить спор без обращения в правоохранительные органы

При возникновении спорной ситуации, потерпевшая сторона имеет право выступить с инициативой по решению вопроса без обращения в компетентные органы. В таком случае требуется, чтобы стороны достигли компромисса. Потерпевший может потребовать возместить причиненный ущерб и на этом считать инцидент исчерпанным.

Если правонарушитель не хочет решить вопрос миром

В таком случае единственным верным решением является составление заявления и его подача в компетентный орган. Другим способом восстановить нарушенные права не удастся.

Когда инициируется административное производство

Инициированием административного производства считается возбуждение административного дела. Независимо от разновидности процесса — данная стадия считается начальной для всех. В связи с тем, что каждый вид производства рассматривается как процедура, носящая юридический характер — началом считается оформление необходимой документации.

Это говорит о том, что для возбуждения производства требуется вынесение определенных бумаг.

Как подтвердить свою позицию

Согласно правовым нормам, в качестве доказательств по административным делам выступают данные фактического характера, которые являются основанием для вынесения компетентными органами, кто осуществляет производство по административному делу, решения о наличии или отсутствии события правонарушения.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Доказательства»

Пострадавшая сторона может доказать свою позицию с помощью дачи показаний о случившемся, предоставить данные о лицах, которые являются свидетелями инцидента и которых необходимо опросить, инициировать проведение экспертных исследований, представить вещественные доказательства.

об административных правонарушениях

Источник: https://PravoNarushenie.com/instruktsii/poterpevshie-v-administrativnom-pravonarushenii

Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности(КоАП)

Потерпевший по делу об административном правонарушении

Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

Статья 25.2. Потерпевший

Статья 25.3. Законные представители физического лица

Статья 25.4. Законные представители юридического лица

Статья 25.5. Защитник и представитель

Статья 25.6. Свидетель

Статья 25.7. Понятой

Статья 25.8. Специалист

Статья 25.9. Эксперт

Статья 25.10. Переводчик

Статья 25.11. Прокурор

Статья 25.12. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении

Статья 25.13. Отводы лиц, участие которых в производстве по делу об административном правонарушении не допускается

Статья 25.14. Возмещение расходов потерпевшему, его законным представителям, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому

Статья 25.15. Извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении

Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

По вопросу, касающемуся применения судами части 2 статьи 25.1 КоАП РФ, см. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2007 года.

2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.

6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

3. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

(в ред. Федерального закона от 08.06.2012 N 65-ФЗ)

4. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.

Выбрать другую статью

Статья 25.2. Потерпевший

1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.

Выбрать другую статью

Статья 25.3. Законные представители физического лица

1. Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.

2. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.

3. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом.

4. Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц.

5. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.

Выбрать другую статью

Статья 25.4. Законные представители юридического лица

1. Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

2. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

3. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.

В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.

6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Источник: https://1avtorul.ru/glava-25-uchastniki-proizvodstva-po-delam-ob-administrativnykh-pravonarusheniyakh-ikh-prava-i-obyazannosti-koap.html

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Потерпевший по делу об административном правонарушении

Глава 24

Глава 26

Раздел IV. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

1. Лицо, в отношении которого ведетсяпроизводство по делу об административномправонарушении, вправе знакомиться со всемиматериалами дела, давать объяснения,представлять доказательства, заявлятьходатайства и отводы, пользоваться юридическойпомощью защитника, а также иными процессуальнымиправами в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Дело об административном правонарушениирассматривается с участием лица, в отношениикоторого ведется производство по делу обадминистративном правонарушении.

В отсутствиеуказанного лица дело может быть рассмотрено лишьв случаях, если имеются данные о надлежащемизвещении лица о месте и времени рассмотрениядела и если от лица не поступило ходатайство оботложении рассмотрения дела либо если такоеходатайство оставлено без удовлетворения.

3. Судья, орган, должностное лицо,рассматривающие дело об административномправонарушении, вправе признать обязательнымприсутствие при рассмотрении дела лица, вотношении которого ведется производство по делу.

При рассмотрении дела об административномправонарушении, влекущем административныйарест, административное выдворение за пределыРоссийской Федерации иностранного гражданиналибо лица без гражданства или обязательныеработы, присутствие лица, в отношении котороговедется производство по делу, являетсяобязательным. (в ред. Федерального закона от08.06.2012 N 65-ФЗ)

4. Несовершеннолетнее лицо, в отношениикоторого ведется производство по делу обадминистративном правонарушении, может бытьудалено на время рассмотрения обстоятельствдела, обсуждение которых может оказатьотрицательное влияние на указанное лицо.

Статья 25.2. Потерпевший

1. Потерпевшим является физическое лицо илиюридическое лицо, которым административнымправонарушением причинен физический,имущественный или моральный вред.

2. Потерпевший вправе знакомиться со всемиматериалами дела об административномправонарушении, давать объяснения, представлятьдоказательства, заявлять ходатайства и отводы,пользоваться юридической помощью представителя,обжаловать постановление по данному делу,пользоваться иными процессуальными правами всоответствии с настоящим Кодексом.

3. Дело об административном правонарушениирассматривается с участием потерпевшего. В егоотсутствие дело может быть рассмотрено лишь вслучаях, если имеются данные о надлежащемизвещении потерпевшего о месте и временирассмотрения дела и если от потерпевшего непоступило ходатайство об отложении рассмотрениядела либо если такое ходатайство оставлено безудовлетворения.

4. Потерпевший может быть опрошен всоответствии со статьей 25.6настоящего Кодекса.

Статья 25.3. Законные представителифизического лица

1. Защиту прав и законных интересов физическоголица, в отношении которого ведется производствопо делу об административном правонарушении, илипотерпевшего, являющихся несовершеннолетнимилибо по своему физическому или психическомусостоянию лишенных возможности самостоятельнореализовать свои права, осуществляют их законныепредставители.

2. Законными представителями физического лицаявляются его родители, усыновители, опекуны илипопечители.

3. Родственные связи или соответствующиеполномочия лиц, являющихся законнымипредставителями физического лица,удостоверяются документами, предусмотреннымизаконом.

4. Законные представители физического лица, вотношении которого ведется производство по делуоб административном правонарушении, ипотерпевшего имеют права и несут обязанности,предусмотренные настоящим Кодексом в отношениипредставляемых ими лиц.

5. При рассмотрении дела об административномправонарушении, совершенном лицом в возрасте довосемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо,рассматривающие дело об административномправонарушении, вправе признать обязательнымприсутствие законного представителя указанноголица.

Статья 25.4. Законные представителиюридического лица

1. Защиту прав и законных интересовюридического лица, в отношении которого ведетсяпроизводство по делу об административномправонарушении, или юридического лица,являющегося потерпевшим, осуществляют егозаконные представители.

2. Законными представителями юридического лицав соответствии с настоящим Кодексом являются егоруководитель, а также иное лицо, признанное всоответствии с законом или учредительнымидокументами органом юридического лица.Полномочия законного представителяюридического лица подтверждаются документами,удостоверяющими его служебное положение.

Источник: https://elementy.ru/library3/koap_25.htm

Правовое Дело
Добавить комментарий