П 1 ст 88 нк рф

Камеральная налоговая проверка в новом обличье

П 1 ст 88 нк рф

Продолжая анализ внесенных изменений в части администрирования налогов, хотелось бы отметить, что благоприятных для налогоплательщиков поправок нет. Нововведения, принятые Федеральным законом от 28.06.2013 г.

№134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее по тексту – Закон №134-ФЗ) направлены на ужесточение мероприятий, проводимых в рамках камеральной налоговой проверки и призваны пресекать операции с использованием так называемых фирм-однодневок.

ОТЛИЧИЕ ВЫЕЗДНОЙ ОТ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

Камеральная налоговая проверка является одной из форм налогового контроля за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах (абз. 2 п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 87 НК РФ). Согласно п. 1 ст.

88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится не на территории налогоплательщика, а по месту нахождения налогового органа.

Истребование документов у налогоплательщиков при проведении камеральных налоговых проверок ограничены положениями ст. 88 НК РФ.

Начиная с 2014 г., налогоплательщик уже испытал на себе пресс введенных изменений в части проведения камеральных налоговых проверок

Уже в этом году в копилку оснований для истребования документов и пояснений с целью проведения камеральных налоговых проверок добавлены «убыточные» декларации (по всем налогам), а также уточненные налоговые декларации с уменьшенной суммой к уплате в бюджет (п.3 ст.88 НК РФ). Налогоплательщик, подавая уточненную налоговую декларацию (налоговый расчет) на «минус», автоматически получает требование предоставить пояснения, обосновывающие размер и причину убытка.

Прежде чем перейти к рассмотрению нововведений, проанализируем важное для налогоплательщиков Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 г.

№33 «О некоторых вопросах, возникновения у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием НДС» (далее по тексту – Пленум №33) в части правомерности истребования документов в рамках камеральной проверки при осуществлении не облагаемых (освобожденных) от НДС операций.

КОГДА К ВАМ МОЖЕТ ПРИЙТИ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА?

«Льготная» камеральная проверка

Львиная доля арбитражных споров посвящена вопросам предоставления документов, подтверждающих право на применение налоговых льгот. Так, согласно п.6 ст.88 НК РФ при проведении камеральной проверки налоговой декларации с заявленным правом на применение налоговых льгот, налоговые органы вправе запросить документы, подтверждающие эти льготы.

Порядок истребования налоговыми органами документов в части применения налоговых льгот рассмотрен в п.14 Постановления Пленума №33.

В силу п.6 ст.88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налогоплательщики обязаны представлять документы, подтверждающие право на налоговые льготы.

Как отмечено в п.14 Пленума №33, при применении указанной нормы необходимо использовать понятие «налоговая льгота» в смысле, определенном п. 1 ст. 56 НК РФ. А согласно п. 1 ст. 56 НК РФ, льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

То есть, под действие п.6 ст.88 НК РФ подпадают те перечисленные в ст.149 НК РФ операции, освобожденные от налогообложения, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы.

В качестве примера налоговых льгот судьями приводятся следующие операции:

  •  реализация продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций (пп.5 п.2 ст.149 НК РФ);
  •  реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы, производимых религиозными организациями (объединениями) и организациями (пп.1 п.3 ст.149 НК РФ);
  •  реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров, работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, не указанных в пп. 12.2 п. 2 ст.149 НК РФ), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (пп.2 п.3 ст.149 НК РФ);
  •  оказание услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов РФ или Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности (пп.14 п.3 ст.149 НК РФ).

В подобных ситуациях налоговые органы вправе запросить документы, подтверждающие использование налоговых льгот.

Вместе с тем не могут быть истребованы документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения в силу п. 2 ст. 146 НК РФ или освобождаемым от налогообложения в силу ст. 149 НК РФ, когда целью освобождения не являлось предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции.

В этих примерах наглядно показано различие между операциями, по которым предоставление документов в рамках камеральной налоговой проверки обязательно, от операций, по которым налогоплательщик вправе не представлять документы и, соответственно, не уплачивать штраф по ст.126 НК РФ.

Одним из излюбленных запросов налоговых органов, осуществляемых в ходе камеральной налоговой проверки, являются истребование документов по операциям реализации лома и отходов черных и цветных металлов.

Согласно пп.25 п.2 ст.

149 НК РФ данные операции не подлежат налогообложению НДС (освобождаются от налогообложения) и отражаются в налоговой декларации по НДС в разделе 7 «Операции, не подлежащие налогообложению».

Так, в одном из рассматриваемых судебных решений (Решение арбитражного суда Брянской области от 08.08.2014 г. №А09-6248/2014) при проведении камеральной проверки налоговый орган направил налогоплательщику требование о представлении следующих документов:

  • книга покупок;
  • книга продаж;
  • копии полученных и выданных счетов-фактур;
  • документы, подтверждающие сумму реализации по операциям, освобождаемых от налогообложения по НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ (договоры, заключенные с поставщиками и покупателями товара, товарные накладные, ТТН, ж.д. накладные).

Посчитав указанное требование налогового органа незаконным, налогоплательщик не исполнил его, что впоследствии привело к штрафным санкциям.

Как указал суд, одним из показателей по которому тот или иной пункт ст. 149 НК РФ, признается льготой или нет, является указание на определенный круг лиц, которым дается такое освобождение.

Исходя из этого, вердикт суда – операции по реализации лома и отходов черных и цветных металлов не являются налоговой льготой, поскольку не предоставляют преимущества одному лицу перед другим, следовательно, требование инспекции о предоставлении документов на подтверждение льготы является незаконным.

На сегодняшний день арбитражные суды уже «взяли на вооружение» позицию Пленума №33 и в своих решениях опираются на вышеприведенную аргументацию.

АРБИТРАЖНЫЕ НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ (НАЛОГОВЫЙ АРБИТРАЖ)

Проанализируем последние судебные баталии на предмет того, какие операции могут рассматриваться как льготные, а какие представляют собой лишь специальные правила налогообложения и, соответственно, на них распространяется иммунитет на представление документов в рамках камеральной проверки:

Реквизиты судебного решенияВердикт суда
Решение арбитражного суда Удмуртской области от 22.08.2014 г.№А71-6132/2014Поскольку в пп.13 п.2 (услуги по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов) и пп.15 п.3 ст.149 НК РФ (операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО) предусмотрены специальные правила налогообложения соответствующих операций, а не нормы об освобождении определенной категории лиц от уплаты налога, то заявителем в налоговых декларациях налоговые льготы использованы не были, в связи с чем налоговый орган не вправе был истребовать у заявителя документы, указанные в требованиях.
Постановление второго арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 г. №А29-8987/2013Сославшись на статью 56 НК РФ и Постановление, суд указал, что налоговые освобождения, которые указаны в пп. 4 (услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность) и пп.25 п. 2 (реализация лома и отходов черных и цветных металлов), а также в пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ (операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО), не носят характера налоговых льгот, поскольку не являются преимуществами, предоставляемыми лишь отдельным категориям налогоплательщиков.
Решение арбитражного суда Приморского края от 18.07.2014 г. №А51-11425/2014

Источник: https://rosco.su/press/kameralnaya_nalogovaya_proverka_v_novom_obliche/

Камеральная налоговая проверка: особенности, назначение, порядок и сроки проведения

П 1 ст 88 нк рф

  • Реклама на сайте
  • Новости
  • Опыт инвестирования
  • Курсы валют
  • Контакты

Статья 88 НК РФ определяет камеральную налоговую проверку в качестве проверки закона о налогах и сборах на основании декларации и документации, которую плательщик подал в налоговую службу. К тому же статья 88 НК РФ определяет порядок проведения камеральной налоговой проверки.

В начале камеральной проверки плательщик налогов подаёт в ФНС декларацию либо расчёт. Чтобы её выполнить, не нужно какое-то особое решение руководства налоговой службы либо разрешения плательщика налогов. Последнему не отправляется уведомление о том, что проверка началась.

На неё отводится три месяца после того, как в налоговый орган будет представлена декларация.

Если при проведении проверки были обнаружены расхождения, ошибки либо несоответствия данных, налоговая служба уведомит об этом проверяемую компанию и потребует объяснить либо внести корректировки в декларацию.

Когда отправляется требование о предоставлении объяснений либо внесения корректировок

Налоговый инспектор может при проведении камеральной проверки обнаружить ошибки, расхождения либо неточности. В этом случае в соответствии с пунктом 3 статьёй 88 НК РФ он должен направить плательщику налогов соответствующие требования.

Пояснения к декларации разрешается предоставлять в письменном виде по почте, личной доставке или с помощью телекоммуникационных каналов связи с применением электронной подписи. На их предоставление отводится пять рабочих дней с момента получения требования.

При необходимости внесения корректировок в декларации за счёт подачи уточнённой декларации. Во время проведения камеральной проверки налоговая инспекция может запросить у плательщика налогов дополнительные данные либо документы:

  • информация о льготах;
  • данные о сумме НДС для возмещения;
  • декларация по НДФЛ либо корпоративному налогу предоставлена участником товарищества либо инвестиционного договора;
  • отчётность предоставляется по налоговым обязательствам, которые связаны с применением природных ресурсов.
  • Ключевые особенности камеральной налоговой проверки

    В соответствии со статьей 88 НК РФ камеральная налоговая проверка отличается:

  • проверка выполняется при подаче в ФНС декларации, однако может производиться и без неё;
  • камеральный контроль проводится в налоговой службе, но возможен приезд к плательщику налога с целью осмотра его имущества;
  • длительность проверки не может превышать 3 месяца;
  • проведение проверки является обязанностью налоговой системы, поэтому на неё не нужны специальные разрешения;
  • если по отчёту вопросов не возникает, тогда по проверке не будут составлены никакие документы;
  • проверка заключается в проверке грамотности использования льгот и ставок, арифметическом контроле, сверке с отчётами иных плательщиков налогов, сопоставлении сведений проверяемого отчёта, а также увязке с другой информацией, имеющейся у налоговой службы;
  • если будут обнаружены какие-то ошибки либо возникнут подозрения в занижении налогооблагаемой базы, тогда налогоплательщику будет предъявлено требование внести в отчёт изменения либо предоставить объяснения. Иногда нужно представить первичную документацию;
  • в случае если останутся вопросы и будет доказано нарушение, тогда ИФНС предоставляется десять дней на проверку, по завершении которой будет составлен акт;
  • в случае предоставления объяснений налоговая служба может решить прекратить проверку;
  • один и тот же отчёт запрещается проверять камералкой два раза.
  • Кого затронет камеральная проверка

    Она затронет следующих экономических субъектов:

  • лица, которые работают по упрощённой системе;
  • налоговые агенты;
  • налогоплательщики по тем фискальным сборам, которые им следует уплатить;
  • организации, которые могут не платить НДС, в случаях, когда они выставляют счёт-фактуру с налогом на добавленную стоимость;
  • лица, которые уплачивают НДС при сотрудничестве в Таможенном союзе.
  • Последствия отказа от предоставления декларации

    Статья 88 НК РФ камеральная налоговая проверка устанавливает, что при подаче декларации позже срока, это приравнивается к непредставлению декларации. Это может вызвать такие последствия:

  • Штраф 5% от величины налога, которая указана в декларации, за все месяцы после её предоставления (даже неполные). Минимальный размер – 1 тысяча рублей, максимальный – 30% от размера налога. КоАП РФ устанавливает штраф в 300-500 рублей для руководителя.
  • Через десять рабочих дней после завершения срока сдачи отчёта, но не позже трёх лет после них, прекращаются все операции по счетам. Это ограничение будет отменено сразу же после подачи декларации.
  • Декларация по НДС должна отправляться через ТКС, при нарушении этого требования накладывается штраф в 200 рублей. Руководителю придётся заплатить штраф от 300 до 500 рублей.
  • Проведение камеральной проверки без декларации по сведениям, которые есть у налоговой службы. Когда декларация будет подана, проверка закончится. Однако полученные в ходе её сведения будут применяться при анализе данного отчёта. При завершении подобной проверки до получения декларации, тогда принятое по ней решение, будет обязательным для плательщика налогов.
  • Полномочия налоговой инспекции при проведении камеральных мероприятий

    При проведении камеральной проверки сотрудники ИФНС могут:

  • запросить документацию и объяснения у проверяемого лица либо организации;
  • потребовать документы у других лиц (в числе которых иностранные банки и государства), они могут запрашиваться по всей цепочке сделки;
  • провести инвентаризацию имущества;
  • допросить свидетелей;
  • осмотреть предметы, документации, территории и помещения.
  • Запрос может быть отправлен почтой, по ТКС либо вручен лицу под роспись.

    Как передать документы по запросу?

    С появлением электронного оборота документов у проверяемых компаний возникли возможности отправки документов в налоговую службу несколькими методами:

  • Непосредственно доставить в виде письма, которое сопровождается заверенными копиями требуемых подтверждающих бумаг.
  • Направить копии документов письмом по почте, в нём находится опись вложения.
  • Отправить документацию по ТКС, но это можно сделать лишь по отношению к первичной документации, которая поступила от контрагента в электронной форме, и документации, для которой действует электронная форма: дополнительных листов к книге покупок-продаж, непосредственно эти книги, журналы счетов-фактур, другие документы до направления на проверку традиционным методом.
  • Налоговое бремя является важной расходной частью деятельности каждой организации. На странице https://investtalk.ru/nalogi/proverit-transportnyj-nalog-po-inn-fizicheskogo-litsa рассказывается о том, как проверить транспортный налог по ИНН физического лица и другими способами. А здесь подробно описывается об ответственности за нарушение налогового законодательства.

    Источник: https://investtalk.ru/nalogi/statya-88-nk-rf-kameralnaya-nalogovaya-proverka

    Правовое Дело
    Добавить комментарий