Оружие в украине закон

Украинское законодательство об оружии: что с ним не так | УКРАИНА КРИМИНАЛЬНАЯ

Оружие в украине закон

Простое и ясное решение Верховного (Высшего кассационного уголовного) суда по делу №161/3885/16-к о привлечении к уголовной ответственности лица, незаконно хранившего огнестрельное оружие, казалось бы, настолько понятно написано, что не могло вызвать широкого обсуждения.

Суть решения сводилась к следующему: ст. 263 Уголовного кодекса предусматривает ответственность за хранение, ношение, покупку или сбыт огнестрельного оружия, взрывчатки и боеприпасов без предусмотренного законом разрешения. У обвиняемого такого разрешения не было, поэтому хранение оружия было незаконным, пишет издание Ракурс.

Просто, понятно, неинтересно

Данная статья Уголовного кодекса написана достаточно понятно, последствия ее нарушения — предсказуемы, и потому закон, которым предусмотрена ответственность, в понимании Европейского суда по правам человека соответствует требованиям ст. 7 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (наказание исключительно на основании закона).

Но нет, «просто и понятно» многим отечественным юристам неинтересно, и данное решение Верховного суда подверглось критике. Совершенно, по моему мнению, незаслуженной.

Суть аргументов тех, кто критиковал решение, сводилась к тому, что в Украине отсутствует специальный закон об обращении оружия (это правда), и потому любое владение/хранение/оборот оружия является легальным (а этот вывод уже из серии «выдавать желаемое за действительное»).

Здесь напрашивается совершенно другой вывод: раз в Украине нет «предусмотренного законом разрешения», то любое хранение оружия незаконно.

К такому же логическому выводу пришел и Верховный суд, но тут же успокоил читателя: судебная практика в этой категории дел традиционно понимает термин «закон» в широком смысле слова, поэтому приобретение оружия на основании специального разрешения, предусмотренного подзаконными нормативными актами, не будет являться нарушением.

Для тех, кто не любит коротких выводов и хочет больше знать об обороте оружия в Украине, небольшой экскурс в историю вопроса.

Споры вокруг постановления ВР

На заре независимости Украины вопрос правового регулирования оборота оружия явно интересовал государство больше, чем сейчас. А может быть, просто государство было честнее и не прятало регулирование данного вопроса «под ковер», во множество подзаконных нормативных актов.

В частности, когда в Украине еще действовала Конституция УССР (несколько усовершенствованная после провозглашения независимости) и Гражданский кодекс УССР (также слегка измененный), в 1992 году Верховная Рада приняла постановление №2471-XII «О праве собственности на отдельные виды имущества». Этот нормативный акт редактировался и дополнялся пару раз, но уже с 1995 года остается неизменным.

В частности, постановлением №2471-XII предусмотрено, что граждане могут получить право собственности на приобретенное ими на основании специального разрешения МВД гладкоствольное охотничье оружие — с 21 года, нарезное охотничье оружие — с 25 лет, газовые пистолеты и пневматическое оружие — с 18 лет.

Граждане Украины могут получить право собственности на гладкоствольное охотничье оружие с 21 года.

Фото из открытых источников

Этим же постановлением предусмотрен и перечень объектов, изъятых из гражданского оборота: огнестрельное оружие (кроме охотничьего и пневматики), боевая и специальная военная техника, боевые отравляющие вещества, а также некоторые другие объекты не могут находиться в собственности граждан.

Поэтому те, кто утверждает, что постановление ВР №2471-XII не может регулировать изъятие из оборота и ограничение оборота отдельных объектов гражданских прав, так как является не законом, а подзаконным актом, пытаются легализовать таким образом не только свой условный «пистолет Макарова, приобретенный на черном рынке для самообороны», но и «Новичок», способный отравить сотни людей. И установки «Град», «купленные в ближайшем военторге».

Утверждение, что постановление №2471-XII утратило силу в связи с утратой силы Законом Украины «О собственности» (для развития положений которого в свое время было принято), является крайне спорным.

В 2004 году вступил в силу Гражданский кодекс Украины, согласно переходным положениям которого автоматически прекратили свое действие лишь три нормативных акта: Гражданский кодекс УССР 1963 года, Закон УССР «Об утверждении Гражданского кодекса УССР» и некоторые пункты указа президиума ВР УССР «О порядке введения в действие ГК и ГПК УССР».

В переходных положениях ГК Украины 2004 года также дано поручение Кабмину подготовить и передать Верховной Раде на рассмотрение перечень нормативных актов, которые должны быть признаны утратившими действие в связи с принятием Гражданского кодекса Украины. В 2007 году законом №997-V были признаны утратившими силу Закон Украины «О собственности» и, отдельным пунктом, постановление ВР «О введении в действие закона о собственности».

Постановление ВР «О праве собственности на отдельные виды имущества» никогда не отменялось, также никогда не принимался закон, иначе регулирующий отношения, урегулированные данным постановлением. Поэтому говорить о том, что постановление ВР №2471-XII утратило силу, на мой взгляд, преждевременно.

Как толковать слово «закон»?

Весь шум вокруг данного вопроса возник из-за буквального толкования слова «закон» правоведами, определяющим его как нормативный акт высшей юридической силы, принимаемый парламентом как единственным органом законодательной власти в Украине.

В ст. 178 действующего Гражданского кодекса Украины сказано, что виды объектов гражданских прав, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, должны быть прямо указаны законом. В ст. 325 ГК закреплено, что граждане могут быть собственниками любого имущества, кроме того, которое в соответствии с законом не может им принадлежать.

Если бы в кодексе написали «в соответствии с законодательством» — то никаких споров бы не возникло. Но там написано именно «законом».

Возможно, тогда, в далеком 2003 году (когда принимался ГК), законодатель действительно намеревался регулировать столь важные вопросы жизни общества на уровне законов как юридических актов, принимаемых коллегиально парламентом и имеющих наибольшую юридическую силу. Но потом почему-то парламент передумал регулировать эти отношения.

Мнимая монополия государства

Особенности оборота оружия в Украине «разбросаны» по различным нормативным актам, преимущественно подзаконным. Кое-какие упоминания об оружии есть, разумеется, и в законах.

Из закона «О правовом режиме имущества в Вооруженных силах» мы можем узнать, что вооружение и боевая техника могут передаваться из Вооруженных сил только Кабинетом министров и исключительно «военным формированиям, чье существование предусмотрено законом»; а из закона «О хозяйственной деятельности в Вооруженных силах Украины» — о том, что оружие и боеприпасы нельзя передавать в аренду. В законах «О Вооруженных силах Украины» и «О Национальной полиции», Воинском уставе сказано, при каких условиях оружие может быть применено.

Причем во всех этих законах как бы по умолчанию подразумевается, что монополией на владение оружием, кроме прямо предусмотренных случаев, обладает государство, но на самом деле такого закона не существует.

Более того, в Украине предусмотрено лицензирование производства и продажи огнестрельного оружия невоенного назначения, а лицензирование разработки, изготовления, модернизации и продажи продукции военного назначения — не предусмотрено. Вернее, эта деятельность тоже подлежала лицензированию до июня 2015 года, то есть до момента вступления в силу нового закона «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности».

Нет законодательных ограничений и по производству продукции военного назначения исключительно государственными предприятиями (частные компании тоже оружие производят).

Продажа военного оружия должна осуществляться в соответствии с законом «Об оборонном заказе», но у меня есть сомнения в действенности системы контроля за этой деятельностью при отсутствии лицензионных условий для производителей оружия.

Международные обязательства

Из международных договоров об обороте огнестрельного оружия Украина присоединилась лишь в 2013 году к Протоколу против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему (дополняющему Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности). Но этот протокол регулирует прежде всего контроль за изготовлением огнестрельного оружия и его перемещением между государствами-участниками.

Украина не подписывала и не ратифицировала Европейскую Конвенцию о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами 1978 года. И, похоже, сделала это вполне осознанно.

Как регулируется оборот оружия

Львиная доля нормативных актов об обороте оружия в Украине — это подзаконные акты.

Самый главный и детальный из них, предусматривающий порядок изготовления, приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия, регулируется Инструкцией, утвержденной приказом МВД №622 от 21 августа 1998 года.

За 20 лет существования приказ неоднократно редактировался, но какого-либо более полновесного (то есть имеющего большую юридическую силу) нормативного акта о контроле за оборотом оружия наше государство так и не удосужилось принять.

Львиная доля нормативных актов об обороте оружия в Украине — это подзаконные акты. Фото из открытых источников

Самая странная ситуация сложилась с приобретением травматического оружия.

Согласно данным из открытых источников, приобрести такое оружие могут лишь работники судов, правоохранительных органов и их родственники, народные депутаты и их помощники, члены общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы (да-да, есть и такие), военнослужащие, государственные служащие, которые имеют категории и ранги.

Кто определил, что именно эти категории граждан могут купить, а другие нет? Да все то же МВД и определило — приказом №379 от 2000 года с грифом «для служебного пользования».

При этом само Министерство внутренних дел достаточно вольно трактует право своего главы на выдачу наградного оружия, и помимо короткоствольного (пистолетов различных марок) министр Арсен Аваков некоторым лицам умудрился выдать и «наградные» штурмовые винтовки, и пистолеты-пулеметы.

МВД выдает также разрешения на оружие различным охранным фирмам, коих в стране великое множество. Естественно, такие функции министерство не присвоило себе самостоятельно, а руководствуется положением «О разрешительной системе», утвержденным постановлением Кабмина №576 от 12 октября 1992 года, то есть очередным подзаконным актом.

Какой закон нужен стране

Правовое регулирование оборота оружия в Украине производит впечатление почти абсолютного хаоса, самоустранения Верховной Радой от своих законодательных функций и гиперболизации в «оружейных» вопросах функций и полномочий Министерства внутренних дел.

Генеральный прокурор на днях заявил в интервью СМИ, что он выступает за легализацию оружия(«кроме гранатометов и взрывчатки, разумеется»), потому что в Украине очень много нелегального оружия и все его изъять невозможно.

Блестящая совершенно мысль, свидетельствующая, видимо, о том, что Юрий Луценко из кресла генерального прокурора готовится перепрыгнуть в более привычное седло политика-популиста.

Давайте тогда и кражи легализуем, а заодно и коррупцию — все равно их много, и всех не пересажаешь.

Ни для кого не секрет, что значительная доля нелегального оружия в Украине — из зоны ООС. И это именно оружие военного назначения.

Поэтому наша страна нуждается не в законе «О гражданском оружии и боеприпасах» (такой законопроект есть на рассмотрении парламента), а в законе об оружии и обороте оружия, который будет предусматривать правовой статус и особенности оборота оружия как военного, так и невоенного назначения и четко разграничивать одно от другого не только по назначению, но и по техническим характеристикам.

Что касается идей легализации огнестрельного оружия для населения, то для начала общество должно определиться, какое именно оружие оно хочет легализовать и действительно ли хочет.

Мне, например, совершенно непонятно, зачем Владимиру Гройсману штурмовая винтовка, а Арсению Яценюку — раритетный пулемет «Максим», которыми их наградил Арсен Аваков.

Нужно ли в гражданском обороте подобное оружие? Думаю, нет.

В среде сторонников легализации гражданского оружия для населения чаще всего говорят о необходимости легализации короткоствольного огнестрельного оружия (пистолетов и револьверов), но законопроект №1135-1 предусматривает легализацию и длинноствольного огнестрельного оружия, причем без оговорки, что такое (длинноствольное) оружие должно быть исключительно охотничьим.

Печальный зарубежный опыт массовых расстрелов людей из легально приобретенного оружия (как в США, Норвегии, так и РФ) свидетельствует о том, что как раз ружья и винтовки являются наиболее опасными в этом плане.

В действующем на сегодня законодательстве нет ограничений по количеству единиц оружия, которые может купить один гражданин.

Общество действительно не смущает, если граждане будут приобретать по несколько единиц (или десятков единиц) огнестрельного оружия? Беспокоит и снижение возраста, начиная с которого, согласно законопроекту №1135-1, гражданин может приобрести оружие.

Все эти вопросы важны, и на них нужно дать честные и продуманные ответы. Притом быстро. Потому что оборот оружия в Украине действительно давно нуждается в прозрачном регулировании на уровне закона.

  Надежда ИВАШКОВА; РАКУРС

Tweet

Источник: //cripo.com.ua/opinion/ukrainmkoe-zakonodatelstvo-ob-oruzhii-chto-s-nim-ne-tak/

Можно ли использовать оружие для самообороны?

Оружие в украине закон

25 сентября главу Киевоблэнерго убили в собственном доме. Если бы у него было огнестрельное оружие, он смог бы защитить себя и свою семью.

Мы попытались разобраться имеют ли право украинцы владеть огнестрельным оружием и использовать его для самозащиты.

Может ли украинский гражданин владеть огнестрельным оружием?

В Украине вопрос владения огнестрельным оружием не урегулирован. Закона об оружии не существует, оборот оружия регулируется несколькими подзаконными актами и ведомственными нормативными актами.

Основным из них является приказ министерства внутренних дел от 21.08.1998 № 622. В нём указывается, что большинство огнестрельного оружия подлежит лицензированию.

По данным 2016 года 878 793 человека легально владеют огнестрельным оружием в Украине.

Кто имеет право владеть огнестрельным оружием?

Для получения лицензии на огнестрельное оружие не нужно быть охотником или иметь стаж владения таким оружием.

Ограничения касаются только возраста.

С 18 лет можно владеть:

— холодным оружием;

— пневматическим оружием калибром более 4,5 миллиметра и скоростью полета пули более 100 метров в секунду;

— газовыми пистолетами и револьверами;

С 21 года можно приобрести огнестрельное гладкоствольное охотничье оружие.

С 25 лет — огнестрельное нарезное охотничье оружие.

Какие виды оружия существуют, и какие из них можно приобрести легально?

Виды оружия Необходимо ли разрешение?
ПневматическоеРазрешение не требуется, если калибр не превышает 4,5 мм, а скорость полета пули — 100 метров
Охотничье огнестрельное. Может быть гладкоствольным, нарезным, комбинированным. Лучше всего подходит для самозащиты.Требуется разрешение.
Газовое. Пистолеты и револьверы заряженные слезоточивыми или другими раздражающими веществами.Требуется разрешение.
Травматическое (оружие «несмертельного» действия или оружие стреляющие резиновыми пулями)Такое оружие имеет право покупать только определенная категория людей
ТабельноеИспользуется полицейскими, военными и другими лицами в погонах.

Какое оружие можно легально купить?

Гражданин может легально купить винтовки, карабины, штуцеры, ружья (двустволки, полуавтоматические, помповые и т.д.).

Также можно купить «автомат калашникова», но только с возможностью стрелять одиночными выстрелами при сложенном прикладе и магазином не больше 10 патронов.

Помповое ружье, снайперскую винтовку драгунова и другое мощное стрелковое оружие также можно купить при наличии разрешения.

Короткоствольное нарезное огнестрельное оружие (пистолеты и револьверы) запрещено в Украине.

Как получить разрешение на оружие?

Разрешение можно получить в уполномоченном подразделении (управлении, подразделении, секторе) по контролю за оборотом оружия в сфере разрешительной системы Департамента превентивной деятельности Национальной полиции Украины.

Существует два этапа получения разрешения:

  1. Получение разрешения на покупку оружия.
  2. Регистрация оружия и получение разрешения на его сбережение и ношение.

Разрешение на владение нарезным оружием выдается главным управление внутренних дел («в области», а в Киеве на ул.Ереванской), а разрешение на гладкоствольное оружие можно получить в городских и районных органах национальной полиции (разрешительная система).

Для получения разрешения необходимо предоставить следующие документы:

  1. Заявление и анкета (заполняются на месте)
  2. Медицинская справка (форма 127/о)
  3. Справка об изучении материальной части оружия, правил обращения и его использования. (Выдается в лицензированном тире. Мы настоятельно рекомендуем действительно пройти обучение, которое не займет много времени)
  4. Квитанция об уплате административных сборов.
  5. Ксерокопия паспорта гражданина Украины.

Все документы легко собрать самостоятельно.

Узнать как получить разрешение на оружие можно также в телеграм-боте от Bot&Partners Law Firm.

Закон «Об оружии» от Зе-Нардепов. Защитит ли украинцев легализация огнестрела

Оружие в украине закон

Президент Беларуси Александр Лукашенко объявил о «закрытии границы с Украиной наглухо« из-за нелегального потока оружия из Украины.

Тем временем в Верховной Раде зарегистрировали законопроект «Об оружии» №1222, авторами которого стали нардеп фракции «Слуга народа» Игорь Фрис и Александр Матусевич. 

Он призван уменьшить количество оружия на улицах: закрепляет основания для отказа в выдаче разрешения на право покупки и предполагает легализацию. 

Принесут ли украинцам пользу заложенные в законопроекте новшества — в материале NEWSONE.ua. 

Ужесточение условий и реестр 

Оборот оружия в Украине отдельным законом не регулируется — есть только инструкция МВД. «Слуги народа» предлагают определение и описание видов оружия вынести в отдельный закон. Также прописывают условия хранения, оборота огнестрела. В том числе, это касается и «гражданского» оружия.

Эксперты считают это новшество позитивом, так как глава МВД может как угодно изменить действующую инструкцию. Кроме того, она создает возможности для коррупции. 

«Я поддерживаю закон об оружии. Речь идет об унормировании оборота.

Если даже посмотреть 263 статью о незаконном ношении оружия, по которой привлекают к ответственности, то даже эту статью нельзя использовать в суде, так как она ссылается на законодательство, которого, по сути, нету.

То есть, даже для того, чтобы мы могли законно использовать криминальный кодекс, нужен специальный закон. Инструкция — это немного другое. Так что это правильный шаг. И я напомню, что об этом было уже две петиции к президенту», — говорит NEWSONE.ua юрист-криминолог Анна Маляр. 

Действительно, в конце августа петиция к Зеленскому касательно урегулирования оборота оружия среди населения набрала 25 тысяч . Автор — глава Украинской ассоциации владельцев оружия Георгий Учайкин. В ней он подчеркивал, что сейчас порядок оборота гражданского оружия в Украине установлен не законом, а подзаконными актами. 

Среди других новшеств, законопроект закрепляет основания для отказа в выдаче разрешения на право покупки и владения огнестрелом. Пока текст не опубликован, но авторы рассказывают, что условия для получения разрешения будут ужесточены.

Сейчас для того, чтобы приобрести оружие, нужно получить медицинскую справку, пройти трехмесячный курс подготовки, сдать экзамен, и затем получить справку для полиции. Также оружие не позволят приобрести без страхового полиса гражданской ответственности. 

Кроме того, нужно иметь сейф. Иначе можно получить отказ в справке от участкового, и тогда лицензии на оружие не видать.  И даже при покупке оружия для самообороны порой нужно получить охотничий билет — тогда оружие можно будет не только хранить дома, но и транспортировать. 

В Европе есть требование о маркировке серийными номерами основных частей оружия для удобства его отслеживания, так что, возможно, речь идет именно об этой норме, говорят эксперты. 

Также законопроект предполагает создание реестра оружия, в который попадут метки отстреленных припасов. 

Нельзя сказать, что речь о чем-то новом. Такой реестр уже существует и называется «гильзотекой».  Два года назад глава МВД Арсен Аваков рассказал о том, что его обновляют.

Дело в том, что «гильзотеку» создавала и вела российская компания. Поэтому решили прибегнуть к помощи иностранцев.

Также с тех пор стали собирать данные по оружию, которое принадлежало Министерству обороны и могло быть якобы списано на фронте. 

Теперь реестр хотят централизировать и добавить в него то оружие, что поступает на вооружение в МВД. Авторы законопроекта предполагают, что с этим реестром станет легче понимать, из какого пистолета производили стрельбу. 

Но это не все изменения.

Легализация огнестрела с Донбасса

Советник Зеленского Николай Потураев уже раньше анонсировал, что команда Зеленского разработает закон, который будет определять право украинцев на владение огнестрельным оружием. Но, по его словам, речь о легализации не идет. 

Тем не менее, в законопроекте заложена норма о судьбе оружия, которое уже находится на руках у населения. Нардепы хотят ввести процедуры, которые позволят легализировать этот огнестрел, вывести его из тени. 

По сути, эта инициатива находится в одном поле с легализацией игорного бизнеса и соответствует стратегии «Слуги народа». Но интересно, что сам Владимир Зеленский, еще будучи кандидатом в президенты, выступал против легализации короткоствольного оружия. По его мнению, на сегодня не время говорить об этом, так как в стране идет война. 

В Украине около 5 миллионов единиц незаконного оружия, так что она попадает в топ-25 стран-поставщиков черного рынка. Георгий Учайкин, глава Украинской ассоциации владельцев оружия, говорит, что балканские страны в списке немного «опустились», так как у них уже закончилась война. 

Действительно, большинство нелегального оружия попадает к населению с Донбасса.  

«В первые месяцы войны оттуда можно было вывести все, даже танк. Сколько было захвачено БМП, бронетранспортеров?», — говорит Олег Жданов, военный эксперт. 

По подсчетам экспертов, лишь за один год как минимум 600 тысяч единиц оружия переправили из АТО на подконтрольную территорию. Больше всего оружия перекочевало в «тень» еще в 2014 году, когда разграбили участки управлений МВД и СБУ на Донбассе.  

В Харькове к трем годам заключения приговорили двоих местных жителей, которые выезжали на территорию «ЛНР». У них обнаружили арсенал оружия, в основном из гранат.  Но пограничники говорят, что с таким оружием останавливают и военных, которые едут в отпуск. А волонтеры иногда могут и не знать, что везут в своих посылках с передовой. 

Цены на такое оружие гораздо ниже цен на легальное. В некоторые периоды цена на автомат Калашникова на черном рынке составляла примерно 1500 гривен. «Макаров» стоил 300 долларов. 

Наше нелегальное оружие «кочует» и за границу. Беларусь уже несколько лет говорит о потоке нелегального оружия, о чем заявила и вновь. Тем не менее, наши пограничники с такими обвинениями не соглашаются. Они говорят, что трафика оружия через границу только снизился, и из нашей страны-соседки вывозят к нам оружия даже больше. 

Пока сложно предположить, сможет ли инициатива «Слуг народа» действительно вывести из тени весь огнестрел.

Если она будет требовать оформления кипы документов, то ситуация может не сдвинуться с мертвой точки. Если нет, то, по сути, она ведет к тотальной легализации для всех граждан.

Этого не скрывают и авторы законопроекта. Свой законопроект они называют «документом о короткостволе«. 

«Стоит сделать людей свободными, предоставив им право на оружие и защиту, регламентированное 27 статьей Конституции. Но это право должно иметь четкие формы и быть урегулировано государством. Разговоров будет, конечно, много. Но первый шаг сделан», — написал в своей соцсети Игорь Фрис. 

Авторы петиции, о которой мы писали выше, требовали не только унормирования, но и разрешения применения оружия самозащиты законопослушных граждан от преступников. Как внедрение таких норм отразится на обществе?

«За» и «против» легализации

Оружие пытались легализировать неоднократно. Нардеп от БПП Сергей Каплин предлагал гражданам разрешить приобретение оружия, за исключением случаев, когда у них неудовлетворительное состояние здоровья, или они совершили тяжкие преступления. Также четыре года ждет очереди в Раде и закон о гражданском оружии Андрея Ильенко. 

Противники такого нововведения считают, что уровень насилия только вырастет. Они напоминают, что пистолеты и гранаты теперь все чаще применяют в бытовых конфликтах и для самоубийств. Также они вспоминают, что шесть лет назад Бельгия, где оставалась возможность свободной покупки оружия, под давлением общественности отменила эту практику законодательно.  

Они также считают короткоствольное оружие опасным тем, что его можно носить в дамской сумке, в кармане. Их беспокоит, что это не травмат, а убивающее оружие, которое еще и незаметно.  

«Пока не будет проведено воспитание общества, я против. И перед легализацией нужна неотвратимость наказания за преступления», — говорит NEWSONE Олег Cтариков, военный эксперт и бывший полковник СБУ. 

Противники легализации напоминают, что полиция и без того несколько раз в год проводит «месячники добровольной сдачи оружия». Только в столице в среднем за один такой «месячник» сдают около 20 единиц оружия.  

Сторонники же идеи считают, что эти числа ни на что не влияют в разрезе «теневых» миллионов.  Они убеждены, что легализация снизит уровень преступности, позволит бороться с «тенью» и даст рычаги для защиты простому населению. 

«Как показывает международный опыт, от легализации плохого ничего не будет. Наоборот, в соседней Молдавии количество тяжких преступлений после легализации значительно сократилось. Обстановка всегда будет напряженной и криминогенной, пока силовые органы не займутся своей работой», — убежден юрист Ростислав Кравец. 

А криминолог Анна Маляр считает, что говорить о легализации неправильно — она в стране и так уже есть. По ее словам, то, что человек может получить разрешение на оружие, уже является легализацией. Так что она выступает за нормирование и владение короткостволом.  

«Есть природные и приобретенные права человека. Природные — это, например, право на жизнь. В Украине сложилась ситуация, когда правоохранители органы не могут защитить человека. Сейчас только ленивый преступник не вооружен. Да, у граждан есть право на охотничье ружье — но не для самозащиты.

Есть много мифов вокруг того, что при принятии закона вдруг вырастет преступность. Я как криминолог могу сказать, что это ошибка, потому что страны, в которых действует такое законодательство, наоборот, зафиксировали уменьшение уличной преступности. Все просто: преступник не нападает, ведь предполагает, что жертва может быть вооружена», — говорит эксперт.

Маляр считает, что последствия от неосторожного обращения оружием, например, когда одна девочка по неосторожности выстрелила из ружья в другую, будут в любом случае. Ее поддерживает и волонтер Алексей Мочанов. 

«Оружие уже легализовано, его уже сейчас можно приобрести. Крайне редко преступления совершаются легальным оружием. Как изготовить самодельное взрывное устройство — первая страница поисковика, 11 ссылок. Люди придумали способы убивать друг друга, и для этого совсем не обязателен пистолет», — говорит Мочанов NEWSONE.ua. 

Автор петиции к президенту Георгий Учайкин соглашается, что идея «Слуги народа» о легализации и установке на учет оружия правильна. А вот взрывчатку и гранатометы можно у населения выкупить, если люди не захотят его оформлять. Преступление из нелегального оружия может обойтись стране дороже.  

Он считает, что законодательство по оружию не хотят унормировать из-за коррупционной схемы. Он подчеркивает, что МВД выгодна монополия на выдачу оружия. По его словам, взятка на получение разрешения — 300-400 долларов, и еще 200-250 в год — за его продление разрешения. То есть такие надбавки приближают стоимость оружия к 1000 долларов. 

Есть и категория граждан, которая считает, что людей нужно просто уравнять в правах. Ситуацию с массовой раздачей Аваковым наградного оружия приверженцы такой позиции называют несправедливым. Они считают, что нужно либо ввести полный запрет, либо внедрить единое право для всех. 

Есть ли у законопроекта шансы на успех?  

Эксперты не уверены, что закон примут, ведь широкая общественность против легализации. Показательно так же то, что среди авторов — лишь два депутата из «Слуги народа».

 А вот юрист Анна Маляр более позитивна относительно этого законопроекта. Она предполагает, что ранее такой закон не принимался из опасений власти в потере влияния над людьми.

 Для новой власти, по ее мнению, это будет хорошим тестом.

Необходимо дождаться полного текста законопроекта, чтобы окончательно судить о деталях так называемой «полной легализации». Но пока похоже на то, что по крайней мере некоторые его нормы точно нужно внедрять, ведь иначе могут возникнуть проблемы с законодательством. А вот норма о легализации остается дискуссионной. 

Анна Пешкова, NEWSONE 

Хотите быть в курсе последних важных событий? Подписывайтесь на телеграмм-канал АНТИРЕЙД t.me/antiraid

Источник: //antiraid.com.ua/news/zakon-ob-oruzhii-ot-ze-nardepov-zashhitit-li-ukraintsev-legalizatsiya-ognestrela/

Ответственность за незаконное хранение и ношение оружия в украине

Оружие в украине закон

Незаконное обращении с оружием в Украине влечет за собой уголовную ответственность.

Преступления данной категории являются достаточно распространенными: уголовные правонарушения против общественной безопасности, к которым относятся указанные противоправные действия, согласно статистике являются одними из самых многочисленных преступлений, за которые граждане осуждаются украинскими судами.

За какое огнестрельное оружие предусмотрена уголовная ответственность?

Уголовная ответственность наступает по ч.1 ст.263, ст.263-1 УК (Уголовного кодекса Украины) за незаконный оборот таких предметов:

1) огнестрельное оружие (кроме гладкоствольного охотничьего)

Все виды боевого, нарезного охотничьего, спортивного оружия, для произведения выстрела из которой используется сила давления газов, образующегося при сгорании взрывчатого вещества (пороха и т.п.).

Согласно Постановлению Пленума ВСУ «О судебной практике по делам о хищении и другому незаконному обращению с оружием, боевыми припасами, взрывчатыми веществами, взрывными устройствами или радиоактивными материалами» №3 от 26.04.

2002 пневматическое оружие, газовые, стартовые, сигнальные, строительные пистолеты или револьверы, устройства отечественного производства для отстрела патронов, снаряженных резиновыми или аналогичными по своим свойствам метательными снарядами несмертельного действия (так называемые «травматические» пистолеты или револьверы), ракетницы, а также другие имитационно-пиротехнические и осветительные средства, не содержащие в себе взрывчатых веществ и смесей, не могут быть отнесены к огнестрельному оружию в понимании статьи 263 УК.

2) боеприпасы (боевые припасы)

Патроны к нарезному огнестрельному оружию разных калибров, артиллерийские снаряды, мины, гранаты, бомбы, боевые части ракет и торпед и другие изделия в собранном виде, снаряженные взрывчатым веществом и предназначенные для стрельбы из огнестрельного оружия или для совершения взрыва.

Согласно вышеупомянутому Постановлению Пленума ВСУ патроны и боеприпасы гладкоствольного охотничьего оружия, а также патроны, снаряженные резиновыми или аналогичными по своим свойствам метательными снарядами несмертельного действия, не являются боеприпасами в понимании статьи 263 УК.

3) взрывчатые вещества

Тротил, динамит, порох, нитроглицерин и другие химические вещества, их соединения или смеси, способные взорваться без доступа кислорода.

4) взрывные устройства

Изделия одноразового применения, которые специально подготовлены и при определенных обстоятельствах способны при помощи использования химической, тепловой, электрической энергии или физического воздействия повлечь смерть, телесные повреждения или существенный материальный ущерб.

За какое холодное оружие предусмотрена уголовная ответственность?

Уголовная ответственность наступает по ч.2 ст.263 УК за незаконный оборот таких предметов:

1) кинжалы;

2) финские ножи;

3) кастеты;

4) другое холодное оружие (устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели при помощи мускульной силы человека или механического устройства, предметы, которые осуществляют колющий, колюще-режущий, рубящий, раздробляющий или ударный эффект. Например, штык, сабля, меч, копье, стилет, нож, лук, арбалет, нунчаку, булава, боевой топор и т.д.).

Важным моментом является то, что уголовная ответственность может наступать только тогда, когда изъятое оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества или взрывные устройства пригодны к использованию по целевому назначению.

Вопрос являются ли указанные выше предметы изготовленными промышленным, серийным способом, или являются самодельными (переделанными), не влияет на факт наличия состава преступления.

Необходимо иметь в виду, что определение факта того, что определенный предмет является огнестрельным или холодным оружием, боевым припасом, взрывчатым веществом или взрывным устройством в конкретных случаях осуществляется на основании заключения эксперта. Во время уголовного производства для решения этого вопроса должно быть обязательно назначена и проведена криминалистическая экспертиза.

Что входит в понятие «незаконное обращение с огнестрельным оружием»?

В понятие незаконного обращения с огнестрельным оружием (а также боеприпасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами) входят противоправно совершенные:

1) хранение огнестрельного оружия

Владение любое количество времени оружием, которое находится не при человеке, а в выбранном им месте (дома, на работе или в любом другом известном лицу месте).

2) ношение огнестрельного оружия

Перемещение оружия лицом непосредственно при себе: в руках, одежде, сумке, футляре, кобуре, транспортном средстве и т.п.

3) приобретение огнестрельного оружия

Получение оружия путем покупки, обмена, нахождения, получения в подарок и т.п. (за получение оружия путем похищения или других незаконных действий ответственность предусмотрена отдельно статьей 262 УК).

4) передача или сбыт огнестрельного оружия

Умышленная передача оружия другому лицу путем продажи, дарения, обмена и т.п.

5) изготовление огнестрельного оружия

Действия, в результате которых создается оружие, то есть изготовленный предмет может быть использован как оружие; изготовление взрывчатых веществ, взрывных устройств или боевых припасов с использованием любых компонентов, которые сами по себе могут быть и общедоступными, но в результате действий лица приобретают способность к взрыву.

6) переделка (переработка) огнестрельного оружия

Действия по переделке предмета, в результате которой он приобретает свойства оружия, в частности, переделка стартового, газового или «травматического» пистолета в оружие, пригодное к стрельбе, или переделка охотничьего ружья в «обрез».

7) ремонт огнестрельного оружия

Восстановление характерных свойств оружия путем замены или реставрации непригодных частей или механизмов, устранения поломок или повреждений, налаживания нормального функционирования, в результате которого эти предметы становятся пригодными к использованию в качестве оружия.

8) фальсификация огнестрельного оружия, удаление или изменение его маркировки

Изменение знаков маркировки оружия или их полное или частичное уничтожение с целью предотвращения считывания настоящей маркировки.

Что входит в понятие «незаконное обращение с холодным оружием»?

Понятие незаконного обращения с холодным оружием включает в себя осуществленное без предусмотренного законом разрешения:

1) ношение холодного оружия

Перемещение или транспортировка оружия непосредственно при себе: в руках, одежде, сумке, транспортном средстве и т.п.

2) изготовление холодного оружия

Действия, результатом которых является создание предметов, которые приобретают соответствующие характерные свойства холодного оружия.

3) ремонт холодного оружия

Восстановление характерных свойств оружия путем устранения повреждений, поломок, дефектов, замены непригодных частей или механизмов, в результате которого такие предметы становятся пригодными к использованию по целевому назначению.

4) сбыт холодного оружия

Передача оружия другому лицу на безвозмездной или платной основе: путем дарения, обмена, продажи и т.п.

Следует обратить внимание, что уголовная ответственность за хранение холодного оружия не предусмотрена. То есть, например хранение дома ножа, который относится к холодному оружию, – не является противоправным и не влечет за собой наказание.

Не лишним будет отметить, что уголовная ответственность наступает только за незаконное обращение с оружием, боевыми припасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами, то есть совершенное без предусмотренного законом разрешения.

При решении вопроса законности действий, связанных с оборотом оружия, необходимо руководствоваться соответствующими нормативно-правовыми актами, в частности:

– «Положением о разрешительной системе», утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 12.10.1992 г. № 576;

Источник: //oruzeyka.com.ua/article/otvetstvennost-za-nezakonnoe-hranenie-i-noshenie-oruzhiya-v-ukraine

Правовое Дело
Добавить комментарий