Норма амортизации для транспортных средств

Коэффициент амортизации автомобиля. …и здравый смысл. Методики начисления амортизационного износа авто

Норма амортизации для транспортных средств

Всякое имущество организации должно приниматься к бухгалтерскому учету.

Справедливо это и в отношении автотранспорта.

Авто учитывается как основное средство и на него начисляется амортизация. Как рассчитать таковую правильно?

Автотранспортные средства есть на балансе практически любой организации. �спользуются они как в административных, так и в производственных целях.

� как любое имущество автомобиль со временем изнашивается, устаревает и частично утрачивает стоимость. Как подсчитать амортизацию авто правильно?

Общие моменты

Амортизируемым имуществом признаются материальные и нематериальные ценности, какими предприятия владеет по праву собственности, использует для получения прибыли более двенадцати месяцев и чья стоимость превышает сорок тысяч рублей.

Таким образом, транспортные средства причисляются к амортизируемым активам. Основные правила амортизации таковы:

Амортизационные начисленияНачинают осуществляться с первого числа месяца, последующего за месяцем введения объекта в эксплуатационное применение
Завершается начисление амортизацииПервым числом месяца, последующего за месяцем полного гашения стоимости объекта либо его списывания с учета
Начисление амортизации может приостанавливатьсяПо объектам, законсервированным на три и более месяцев, направленным на капитальный ремонт или реконструкцию сроком более одного года
�счисление амортизационных сумм не зависитОт финансовых итогов деятельности компании в отчетном периоде и отображается в бухучете этого периода
Суммы по амортизации накапливаютсяНа специальном счете в размере, равном 1/12 части от годовой амортизационной нормы ежемесячно

В зависимости от периода полезного использования основные средства разделяются на амортизационные группы. Для налогового периода используется группировка, предопределенная Налоговым Кодексом.

В бухучете данный срок устанавливается субъектом самостоятельно, но чаще всего совпадает. С учетом всех этих требований осуществляется и амортизация автомобиля.

Что это такое

Амортизацией именуется постепенный перенос стоимости объекта на себестоимость или товара.

В объекты показываются по стоимости остаточного типа (первоначальная стоимость минус начисленная амортизация).

Амортизация автомобиля предполагает постепенное списание его стоимости.

Приобретенное авто требует расходов на техническое обслуживание, текущий ремонт.

В процессе эксплуатации ухудшается первоначальное состояние, снижается стоимость.

При не начислении амортизации к моменту своего списания автомобиль превратится в убыток для организации.

А если учесть, что у предприятия может быть несколько десятков различного автотранспорта, то ущерб получится довольно солидный.

Амортизация автомобиля способствует плавному снижению стоимости машины до момента полного погашения потраченных на приобретение средств. За счет этого авто превращается в актив, обеспечивающий получение прибыли.

Назначение вычислений

Экономический смысл амортизационных начислений воспринимается разными специалистами по разному.

Одни полагают, что механизм амортизации помогает создавать некий фонд, который впоследствии можно использовать для воспроизводства основных средств.

Для других амортизация это способ разнесения крупных расходов по отдельным периодам. Для чего же нужно начисление амортизации по автомобилю?

Если не затрагивать высоких экономических понятий, то можно определить основные задачи амортизации авто так:

Правовая база

Правовое регулирование процесса расчета амортизации осуществляется посредством . Здесь изложены положения о методах и порядке расчета амортизационных сумм.

Источник: https://strizhmoscow.ru/koefficient-amortizacii-avtomobilya-i-zdravyi-smysl/

Расчет амортизации автомобиля по километражу

Норма амортизации для транспортных средств

Амортизация автомобиля — это процент его изношенности, и его принято выражать в финансовых показателях. Об этом и поговорим сегодня.

Формулы и важные сведения для расчета

Амортизация автомобиля — это процент его изношенности, который выражается в финансовых показателях. Данная величина играет большую роль в процессе:

Основные факторы, которые влияют на процесс увеличения изношенности автотранспортного средства или отдельных его деталей таковы:

  • страна производства (автомобили иностранного производства более износостойкие по сравнению с российскими);
  • условия эксплуатации;
  • величина пробега;
  • регион регистрации ТС;
  • возраст машины (до 5 лет, от 5 до 7 лет, старше 7 лет и так далее).

Для получения данных по амортизации используются формулы (зависимо от способа расчета):

Как амортизировать купленный автомобиль, расскажет видео ниже:

Как рассчитать амортизацию автомобиля

Амортизация легкового автомобиля рассчитывается таким способом:

  • за основу необходимо взять стоимость транспортного средства при его покупке;
  • далее важно найти срок полезного использования автомобиля. Все зависит от той амортизационной группы, к которой принадлежит данная марка;
  • единицу поделить на срок полезного использования ТС (получится число меньше ;
  • полученное число умножить на стоимость ТС при покупке.

Это и будет сумма амортизации легкового авто.

Существует другой способ расчета уровня изношенности автомобиля, который заключается в следующем:

  • проводится вычисление расчетного износа по специальным формулам;
  • полученное число умножается на балансовую (стоимость при покупке) цену автосредства.

Расчет амортизации авто на 1 километр проводится так:

  • ведется учет стоимости всех затрат по уходу за вашим транспортным средством (охладительные жидкости, масла, стоимость расходных материалов) за год;
  • высчитывается километраж, который преодолел ваш автомобиль за 12 месяцев;
  • расходы делятся на километраж, в результате чего получается стоимость амортизации автомобиля на 1 километр его пути.

Примеры расчета амортизации авто даны в этом видео:

Примеры

Теперь рассмотрим примеры расчета амортизации автомобиля.

Сначала рассчитаем по линейному методу. ООО использует автомобиль Ford Transit 2014 года выпуска. Сейчас на улице 2017 год. Автомобиль был приобретен по цене 1 миллион 726 тысяч рублей. Общий пробег на данный момент составляет 65000 километров.

По линейному методу берется срок полезного использования. Согласно норм Постановления Правительства РФ от 1.01 2002 г. № 1 автомобили могут относится к 3, 4 и 5 группе амортизации. В нашем случае будет браться 3 группа (от 3 до 5 лет полезного использования). Для получения суммы амортизации мы должны провести следующие действия:

  1. 1:5 =20% в год автомобиль теряет в своей стоимости;
  2. 20%х3=60% (ТС используется уже 3 года);
  3. 1 726 000Х60% = 1035600 (потерянная стоимость);
  4. 1726000-1035600 = 690400 (цена автомобиля после 3 лет использования).

Теперь проведем расчет по километражу пробега с использованием данных по расчетному износу на 1000 километров (Приложение И к РД 37.009.015-98(с Изменениями N 1, N 2, N .

Данный автомобиль можно отнести к группе авто среднего класса с габаритами от 3,9 до 4,4 метра. Расчетный износ на 1000 километров пробега для данной группы автомобилей составляет 0,3%.

Исходя из имеющихся данных проводим необходимые вычисления:

  1. 0,3% х 65 (пробег авто в тысячах км.)= 19,5%;
  2. 1 726 000 Х 19,5% = 336570;
  3. 1 726 000 — 336570 = 1 389430.

Проведем расчет амортизации на 1 километр. Для этого необходимо сумму естественного износа поделить на километраж пробега машины: 336570 : 65000 = 5,17 рубля

Еще один способ — это расчет по сумме чисел годов полезного использования машины. Для проведения расчетов по данному способу делаем такие действия: 1 +2 +3+ 4+ 5= 15.

Проводится расчет амортизации по годам. Способ предусматривает постепенное уменьшение амортизационных отчислений, поэтому за 3 года сумма амортизации будет такова:

  1. 5 :15 Х 1726 = 575,33 тыс. рублей;
  2. 4 :15 х 1726 = 460, 26 тыс. рублей;
  3. 3 :15 Х1726 = 345,2 тыс. рублей;
  4. 575,33 + 460,26+ 345,20 = 1380,79 (1 миллион 380 тысяч 790 рублей).

Остаточная стоимость автомобиля составляет 1 726 000 — 1 380 790 = 346 000 рублей.

Итак, после просчетов амортизации ТС несколькими способами, можно понять, что получить одинаковую четкую цифру практически невозможно.

Онлайн- калькулятор

Некоторые ресурсы в интернете предлагают рассчитать уровень износа автомобиля в режиме онлайн. Для получения процента необходимо в первую очередь знать тип вашего автомобиля:

  • легковой отечественного производства;
  • иномарка;
  • тягач;
  • грузовой автомобиль с подтипами;
  • автобус и т.д..

Правила заполнения информации в диалоговом окне таковы:

  • выбирается тип авто;
  • вводится срок гарантии от сквозной коррозии;
  • вводится дата выпуска машины;
  • отображается информация про пробег в километрах;
  • после введения данных необходимо нажать кнопку «Рассчитать».

Через несколько секунд будет получен ответ.

Износ автомобиля и методика его расчета рассмотрены в данном видео:

Источник:

Амортизация автомобиля — проводим расчеты

Автотранспортное средство, как и любое другое оборудование, по истечении определенного времени эксплуатации в связи с износом, требует ремонта.

А денежные средства, потраченные на поддержание и ремонт какого либо оборудования или транспорта, будут являться амортизацией оборудования (автомашины).

Если автомобиль или другая техника находится на учете, у какой либо организации, то денежная сумма амортизации включается в расходную часть предприятия.

Методики начисления амортизационного износа авто

Для расчета транспортного износа, в бухгалтерском деле используют четыре метода. Эти четыре методики делятся на линейный и нелинейные. Предприятие лично выбирает для себя более подходящий способ, и пользуется им, чтобы считать списания износа.

Амортизация автомобиля

Начисления автомобильной амортизационной части можно рассчитать следующими вариантами:

  • линейный вариант;
  • вариант уменьшаемого остатка;
  • вариант отчисления цены, по сумме чисел лет срока полезного потребления;
  • вариант списания цены соответственно размеру продукции или услуг.

Линейный способ амортизации

Линейная методика расчета транспортного износа заключается в том, что финансы которые начисляются за износ в течении одного месяца, рассчитываются умножением начальной или восстановительной цены амортизации, конкретной для данной собственности.

Чтобы рассчитать норму амортизации линейным способом нужно знать число месяцев полезного потребления транспорта. После чего необходимо единицу разделить на период полезного применения (считается в месяцах) и умножить на сто процентов. Полученная цифра является годовой, для расчета месячных отчислений необходимо данную величину разделить на 12.

Такой способ расчета является самым распространенным из-за его простоты. Начисления транспортного износа необходимо начинать с 1-ой даты месяца, который является последующим после месяца введения автомобиля в использование. А списываются данные износы одинаковыми объемами в течение всего срока потребления.

Методика уменьшаемого остатка

Самым ускоренным способом амортизации техники является методика уменьшаемого остатка, которая в начальные годы полезной эксплуатации может намного быстрее списывать движимую собственность.

Это можно объяснить тем, что в начальном периоде производительность нового транспортного средства выше и со временем уменьшается в связи с его старением.

Поэтому целесообразным является амортизировать автомобиль наиболее быстро в первые годы его нужного использования.

Для расчета данного способа расчета амортизации необходимы знания следующих характеристик:

  • первоначальная стоимость активов;
  • остаточная цена;
  • срок полезной эксплуатации.

Чтобы посчитать износ автотранспортного средства методом уменьшаемого остатка нужно: остаточную цену (начало года или месяца) умножить на норму износа (формула указана в линейном методе) умножить на коэффициент форсирования (данный показатель устанавливает предприятие самостоятельно) и помножить на сто процентов.

Источник: http://allzakon.ru/razbor/raschet-amortizatsii-avtomobilya-po-kilometrazhu.html

Как рассчитать амортизацию автомобиля

Норма амортизации для транспортных средств

При оценке стоимости автомобиля возникает вопрос, как рассчитать амортизацию автомобиля? Формула расчета амортизации автомобиля и онлайн калькулятор помогает точнее рассчитать амортизацию машины.

Со временем каждый автомобиль дешевеет, снижение цены происходит по причине физического и морального износа. Физический износ – мера устаревания деталей, узлов, кузова. На него влияет интенсивность использования, загрязнение окружающей среды, климат.

Если вы используете автомобиль по назначению, то происходит продуктивный износ. Если машина стоит в гараже, то физический износ происходит все равно, но он называется непродуктивным.

Моральный износ происходит по причине устаревания технологий, выхода новых моделей автомобиля с улучшенными качествами. Денежное выражение физического и морального износа называется амортизация.

В бухгалтерском учете расчет амортизации нужен для списания стоимости автомобиля и затрат на обслуживание по частям. Если списать единой суммой по окончанию использования машины, на балансе получится убыток.

Чтобы равномерно учитывать прибыль от работы машины и убыток от износа и эксплуатационных расходов, амортизация начисляется с периодичностью раз в месяц или в год. Это уменьшает налогооблагаемую базу.

Расчет амортизации автомобиля полезен и владельцу транспортного средства. Например, если работа связана с вождением, и фирма компенсирует часть затрат и износ.

Расчет понадобится для продажи и покупки машины, понимания действий оценщиков в автоломбардах, страховых компаниях, банках. Это позволит вам понять, как происходит процесс, оценить порядок сумм выплат.

В бухгалтерии есть несколько способов, выбор зависит от класса автомобиля, целей его использования, условий договора. Самый простой и часто используемый — линейный. В нем используются такие формулы:

  1. Амортизационные начисления = Стоимость без НДС* Норма амортизации/100 (А=С*На/100)
  2. Норма амортизации=1/период полезного применения*100 (На=1/ппп). Период полезного использования зависит от класса автомобиля, он указан в нормативных таблицах. Для легкового автомобиля с двигателем объема меньше 3,5 л этот срок составляет 3-5 лет.
  3. Коэффициент износа = Амортизационные начисления/Стоимость автомобиля без НДС (Ки=А/С)

Для примера возьмем автомобиль с первоначальной стоимостью 600 000 рублей. Период полезного использования – 5 лет.

  1. Норма амортизации: (На=1/ппп)=1/6*100=0,2*100=20
  2. Амортизационные отчисления за год: А=С*На/100=600 000*20/100=120 000
  3. Коэффициент износа: Ки=А/С=120 000/600 000=0,2

Эту формулу применяют не только для бухгалтерских расчетов. Предположим, вы таксист, купили автомобиль из примера выше и хотите посчитать, сколько надо зарабатывать в месяц, чтобы автомобиль без учета затрат на его обслуживание окупился через пять лет.

Возьмем получившееся значение амортизационных отчислений и разделим на количество рабочих месяцев. Пусть их будет 11, а 1 – отпуск. 120 000/11=10909 рублей в месяц.

При расчетах для ОСАГО, в банках, автоломбардах, в компаниях трейд-ин используется другая формула:

Физический износ автомобиля = (И1xПф+И2xДф)xА2xА3xА4

  • И1 – износ по пробегу (в % на 1000 км пробега);
  • Пф – пробег фактический в тыс. км с округлением до 0,1;
  • И2 – старение в зависимости от интенсивности эксплуатации;
  • Дф – фактический срок службы в годах, округление до 0,1;
  • А2 – износ от природно-климатических условий;
  • А3 – износ от экологической обстановки;
  • А4 – износ по количеству жителей в регионе.

Актуальные показатели коэффициентов указаны в нормативных таблицах. Если не хочется считать вручную, воспользуйтесь специальными онлайн-сервисами, они точно и быстро посчитают по этой формуле.

В них используются данные о вашем автомобиле, климате, в котором вы проживаете, интенсивности использования машины, количестве жителей в регионе.

Расчет амортизации автомобиля

Предположим, мы покупаем легковой автомобиль 2012 года выпуска, с объемом двигателя 1,4 л, габаритами от 3,6 до 3,9 м, пробегом 75 364 км в Барнауле. Новые автомобили данной марки стоят 600 000 р., продавец выставил цену 450 000 р.

Много это или мало? Посмотрим таблицу районирования по климатическим условиям регионов РФ – Алтайский край относится к холодному климату.

Экологическая агрессивность – высокая (85 кг выбросов в атмосферу на жителя). Количество жителей в регионе – 700 тыс.

Вычислим среднегодовой пробег. 75 364/5=15072,8 км/год. Этому значению соответствует коэффициент И2=0,89

И1=0,4, Пф=75,4, И2=0,89, Дф=5, А2=1,12 , А3=1,07 , А4=1,050

Высчитаем значение самостоятельно:

(И1хПф+И2xДф)хА2xА3xА4=(0,4х75,4+0,89х5)х1,12х1,07х1,050=43,55 %

Мы получили значение естественного износа. Посчитаем его в деньгах:

600 000х43,6/100=261 600

Стоимость автомобиля на 2017 год составит 600 000-261 600=338 400.

Посчитаем стоимость с учетом морального износа в онлайн-сервисе оценщик. Получилось, что рыночная стоимость оцениваемого автомобиля 338 400х(1 — 0,2)=270 720 руб.

Теперь вы знаете, как рассчитать амортизацию автомобиля и при торге можете оперировать полученными данными.

Расчет амортизации на 1 км пробега

Помимо потери в цене от износа, автомобиль требует затрат на обслуживание. Чтобы посчитать амортизацию на 1 км пробега, нам потребуются следующие данные:

  1. Эксплуатационный расход топлива на 100 км и цена 1л топлива.
  2. Показания пробега за год.
  3. Стоимость страховки за год.
  4. Стоимость техобслуживания за год.
  5. Амортизация (потеря стоимости) за год.
  6. Величина дорожного налога за год.

Цена топлива на 1км рассчитывается по формуле: расход/100*цена 1л. Разделите цены из пунктов 3,4,5,6 на количество км из пункта 2. Сложите получившиеся значения, у вас получится стоимость 1 км пробега вашего автомобиля.

Онлайн-сервисы по расчету амортизации

Сервис, который использует формулу из нашего примера по расчету амортизации – www.ocenchik.ru. Если он не работает, можно перейти по ссылке car-keeping.ru.

Для расчета амортизации автомобиля на 1км воспользуйтесь калькулятором calcsoft.ru, более подробный вариант autocosts.info

Бухгалтерские расчеты производят в специальных программах, например, 1С. Но можно воспользоваться и сервисами онлайн — planetcalc.ru, buhgalter911.com

При ДТП используются расчеты износа деталей, узлов, кузова. Вручную посчитать можно, но в формулах используются логарифмы, поэтому проще воспользоваться специальным калькулятором: inavex.ru, autoprof.ru.

Источник: http://avtohomenew.ru/kak-rasschitat-amortizatsiyu-avtomobilya.html

Амортизация автомобиля: норма, группа, коэффициент, срок полезного использования

Норма амортизации для транспортных средств

Сегодня мы поговорим об амортизации автомобиля. Рассмотрим понятие этого термина, его особенности и проведение.

Что такое амортизация автомобиля

Амортизация автотранспортного средства любого формата — это учет физического износа машины в целом и отдельных деталей в частности.

Каждая машина имеет свой ресурс, который в процессе эксплуатации уменьшается.

В процессе износа увеличиваются расходы на обслуживание транспортного средства, а также уменьшается доход, который получает организация от эксплуатации автомобиля (если он используется в коммерческих целях).

Каждое ТС (как и любое другое основное средство) имеет свой срок полезного использования, который зависит от группы амортизации. Согласно норм Постановления Правительства РФ №1 от 01 января 2002 года выделяется 10 групп.

К группе амортизации №3 принадлежат:

  • легковые машины;
  • автомобили с грузоподъемностью до 500 кг.;
  • малые и малогабаритные автобусы длиной до 7,5 метров.

К четвертой группе согласно норм данного постановления относятся такие ТС:

  • маленькие легковые автомобили для инвалидов;
  • грузовики, фургоны и дорожные тягачи для прицепов;
  • автобусы длиной до 12 метров и более.

К амортизационному списку №5 относятся:

  • легковики, объем двигателя которых свыше 3,5 литра;
  • грузовики, в том числе с грузоподъемностью более 5 тонн;
  • тягачи;
  • автомобильные поезда;
  • специальные автомобили ( в том числе скорая помощь и т.д.).

Амортизация авто.Что это такое? Смотрите в видео ниже:

Срок полезного использования

Срок полезного использования — это тот период, на протяжении которого транспортное средство сможет приносить доход для организации. Ресурс маленьких автомобилей меньший, чем у крупногабаритной техники, поэтому ТС с меньшими параметрами включается в амортизационную группу с меньшим сроком полезного использования.

Согласно п.20 Правил бухгалтерского учета 6/01 срок полезного использования зависит от нескольких факторов:

  • период, который будет использоваться машина исходя из ее технических характеристик;
  • степень физического износа ТС, которая прогнозируется исходя из планируемого режима использования машины (автобуса, тягача, грузовика).

Срок полезного использования для:

  • третьей амортизационной группы составляет от 3 до 5 лет;
  • группы № 4 колеблется от 5 до 7 лет;
  • группы № 5 составляет минимум 7 и максимум 10 лет со дня постановки ТС на баланс.

Важно знать, что если фирма приобрела машину, которая уже была в употреблении, то СПИ стоит считать с даты покупки ТС прежним владельцем, так как он уже начал использовать машину.

Норма АА

Норма амортизации — это абсолютно противоположный сроку полезного использования термин по своей сути. Как мы уже говорили, каждое основное средство имеет собственный лимит ресурса, но он исчерпаемый. В зависимости от группы амортизации, каждое ТС имеет свою нормальную норму амортизации.

Числовое выражение термина заключается в отношении годовой амортизационной суммы к первоначальной стоимости транспортного средства. Например, фирма покупала автомобиль за 1 миллион рублей. Годовая амортизационная сумма (срок полезного использования) составляет 200 000 рублей. При делении 200000 :1 000 000 мы получаем цифру 0,2 (20%).

Максимальное значение НА для различных машин (в том числе силовых и других агрегатов) составляет 50% (в нашем случае НА получается намного ниже), а минимальный цифровой эквивалент — 3%.

Существует четыре основных метода расчета нормы амортизации:

  • линейный (единица делится на срок полезного использования и умножается на балансовую стоимость ТС);
  • списание стоимости по сумме лет полезного использования. Допустим, ТС может использоваться 5 лет. Для получения результата суммируются все годы и получается цифра 15. После этого максимальное число (в первый год, затем меньшее) делится на 15 и умножается на балансовую стоимость);
  • уменьшаемый остаток;
  • в зависимости от выполненной ТС работы.

Коэффициент

Данный коэффициент показывает уровень изношенности основных средств и выражается в отношении суммы начисленной амортизации к числовому выражению первоначальной (балансовой) стоимости основного средства (в нашем случае автомобиля). Не стоит путать значение данного термина с нормой амортизации, так как она устанавливается для конкретного основного средства ежегодно, а коэффициент амортизации с каждым годом становится все больше и больше.

Возьмем тот же случай, который мы рассматривали в предыдущем разделе. Сумма амортизации за 1 год составляет 200 000 рублей, а автомобиль используется уже, например, 4 года.

Умножив 200 000 на 4 получаем сумму амортизации 800 000 рублей. Для получения коэффициента амортизации необходимо провести такое действие: 800 000 : 1 000 000 = 0,8 (80%).

 Данное транспортное средство при таком коэффициенте будет считаться практически изношенным.

В этом видео будет описана амортизация авто на конкретном примере:

Процент амортизации авто

Для определения процента амортизации ТС важно знать срок его полезного использования, который определяется в зависимости от амортизационной группы и окончательного решения руководства предприятия.

Допустим, компания приобретает мощный автомобиль, который будет относится к амортизационной группе №5 со сроком полезного использования от 7 до 10 лет.

Конкретное определение количества лет, на протяжении которых ТС сможет давать доход компании, зависит от руководства, принимающего точное решение на основании четких критериев.

Итак, рассчитаем процент амортизации автомобиля со сроком полезного использования в 10 лет:

  • 100% (куплен новый автомобиль) : 10 = 10% (годовой процент амортизации). Технические свойства данного авто за год будут ухудшатся на 10%.
  • Также можно рассчитать и месячный процент амортизации: 10 :12 = 0,833%.

Компенсация

Сотрудники предприятия могут использовать личный автомобиль в служебных целях. Понятно, что бесплатно это делать никто не будет, так как:

  • автомобиль изнашивается;
  • необходимо заправить машину ГСМ.

Для того, чтобы получение такой выплаты стало возможным, необходимо:

  • оформить соглашение между работником и работодателем про использование личного автомобиля для задач и потребностей предприятия;
  • предоставить в бухгалтерию работодателя свидетельство о государственной регистрации ТС.

Компенсация амортизации и расхода ГСМ выплачивается на основании:

  • учетных документов, в которых фиксируется километраж поездки (путевой лист либо специальный журнал);
  • чеков с заправочных станций.

Компенсация за использование ГСМ выплачивается в полном объеме, так как четко видно сумму денег, которую сотрудник потратил на заправку собственного авто для служебной поездки. Порядок расчета и выплаты суммы амортизации оговаривается в соглашении.

Амортизация машины в такси — тема данного видео:

Источник: http://uriston.com/kommercheskoe-pravo/buhgalteriya/vneooborotnye-aktivy/amortizatsiya/avtomobilya-i-drugih-ts.html

Особенности правильного расчёта амортизации автомобиля

Норма амортизации для транспортных средств

Большое количество компаний приобретают автомобили, которые используются для совершенно разных целей. Одним машины нужны для начальства, другие используются при доставке грузов и товаров, а третьи могут пригодиться в качестве транспорта при перевозке собственных сотрудников.

При этом автотранспорт полностью ложится на плечи бухгалтера, поскольку он также требует соответствующей отчётности.

Стоимость любой машины, которая стоит на балансе у компании или предприятия, постепенно списывается. Делается это за счёт амортизации. При этом крайне важно уметь правильно рассчитывать амортизацию и понимать суть этого процесса.

Что это

Амортизацией автотранспортных средств называют учёт их общего физического износа, а также износ отдельных компонентов.

Важно понимать, что у каждого авто есть ограниченный эксплуатационный ресурс, который постепенно, за счёт использования машины по её прямому назначению, будет уменьшаться.

Когда увеличивается износ, возрастают и расходы на обслуживание автотранспорта. Параллельно снижается доход, который может приносить машина при условии её использования в коммерческих целях.

У каждого автомобиля существует так называемый срок или период полезного использования. Он напрямую зависит от группы амортизации. В общей сложности выделяют 10 групп, но именно ТС могут относиться к 3 из них.

В группу No3 входят следующие транспортные средства:

  • легковые авто;
  • малогабаритные автобусы;
  • малые автобусы длиной не более 7,5 м.;
  • машины с показателем грузоподъёмности до 0,5 т.

Также ТС могут относиться к группе амортизации No4, куда входят:

  • автобусы с длиной не более 12 м.;
  • фургоны;
  • грузовики;
  • тягачи для прицепов;
  • инвалидные авто.

Ещё применяется группа No5. В ней учитываются:

  • легковые авто с двигателем объёмом более 3,5 л.;
  • грузовики, включая грузовые машины с грузоподъёмностью свыше 5 т.;
  • тягачи;
  • автопоезда;
  • спецавтомобили (пожарные, скорая и пр.).

То есть амортизацией можно назвать списание начальной стоимости транспортного средства, которая происходит в зависимости от степени износа. Это позволяет постепенно и по частям списать в течение всего эксплуатационного срока.

Существует специальный коэффициент для правильной амортизации автомобиля, а также разные методы расчёта. Среди них существует и ускоренная амортизация. Именно она значительно увеличила спрос на легковые автомобили, оформленные через лизинговые договоры. То есть при лизинге, учитывая срок амортизации легкового автомобиля, предпочитают использовать ускоренный метод. Но об этом немного позже.

Амортизация требуется всем, кто ведёт предпринимательскую деятельность. Причём расчёт делается не только применительно к купленным компанией машинам. Также это обязательно при принятии на работу сотрудника со своим автомобилем, который планируется использовать в служебных целях.

Амортизационные затраты фиксируют в бухгалтерских и налоговых учётах. Причём компания обязана регулярно отражать расходы. Подобные расчёты позволяют:

  • отчитаться перед налоговой о тратах фирмы;
  • оценить реальную стоимость автотранспортного средства для страховой компании;
  • эксплуатировать собственные ТС для нужд компании;
  • передавать автомобили в лизинг.

Для сотрудников, ведущих бухгалтерский и налоговый учёт, крайне важно знать, когда начинается амортизация, как определяется срок полезного использования и какой метод использовать при расчётах.

Когда следует начинать

Если исходить из бухгалтерского учёта, то по действующим правилам амортизацию ТС следует начислять с первого числа месяца, следующего за месяцем взятия амортизируемого автомобиля на бухучёт.

Если же говорить про налоговый учёт, то здесь ситуация несколько иная. Вычисленная норма амортизации для автомобиля начинает начисляться также с первого числа месяца, но после того месяца, когда транспортное средство было уже введено в эксплуатацию.

Для расчётов может применяться как стандартная, так и ускоренная амортизация для авто, вне зависимости от того, к какой группе относится автомобиль. Это важная процедура, от которой во многом зависит прозрачность бухгалтерского и налогового учёта компании.

Важно добавить, что факт проведения процедуры регистрации транспортного средства в отделении ГИБДД при начислении амортизации роли не играет.

Требуется вовремя приступить к амортизации согласно действующим нормам и законам. В противном случае могут возникнуть проблемы при дальнейших проверках.

Определение сроков полезного использования

Существует такое понятие как срок полезного использования (СПИ). Это период, в течение которого принятое на баланс предприятия автотранспортное средство будет приносить доход.

При определении сроков амортизации автомобиля следует понимать, что ресурс у маленьких авто меньше, в сравнении с крупной техникой. Это объясняет, почему разделяют группу легкового и тяжеловесного авто при расчёте амортизации. Чтобы амортизация автомобиля была рассчитана верно, и срок соответствовал всем правилам, требуется учитывать некоторые факторы. А именно:

  1. Длительность эксплуатационного периода или срок службы легкового либо иного автомобиля, в течение которого будет использоваться ТС согласно его заводским техническим характеристикам.
  2. Степень износа автотранспорта, которая прогнозируется на основании предполагаемого режима эксплуатации (автобусы, грузовые машины и пр.).

Делая расчёт амортизации для автомобиля, следует принимать во внимание следующие факторы:

  • ТС из третьей группы имеют СПИ в диапазоне от 3 до 5 лет;
  • для четвёртой группы актуальными являются значения от 5 до 7 лет;
  • в случае с пятой группой СПИ не может составлять меньше 7 и больше 10 лет с дня постановки на баланс.

Не стоит забывать о понятии нормы амортизации. Она является противоположной относительно СПИ значением. Как вам уже известно, у каждого автотранспортного средства, принимаемого на баланс предприятия, имеется определённый лимит или ресурс, который постепенно исчерпывается.

В зависимости от того, к какой группе амортизации относится ТС, у каждого авто есть своя норма амортизации.

Термин выражается в виде числа, для определения которого учитывают готовую амортизационную сумму и изначальную стоимость транспортного средства. Проще всего это разобрать на примере.

Компания приобрела автомобиль стоимостью 1 миллион рублей для служебных нужд. Согласно нормам, размер годовой амортизации составит 200 тысяч. Если разделить эти 200 тысяч рублей на 1 миллион, получится 0,2, то есть 20%.

В зависимости от автотранспортных средств, норма амортизации не может превышать значение 50%. А минимальный показатель нормы амортизации составляет 3%.

Вопрос теперь только в том, как правильно сделать расчёты, используя исходные данные.

Методы для расчёта

Теперь непосредственно о том, как правильно рассчитать амортизацию для автомобиля. Всего существует несколько методов, каждый из которых теоретически можно использовать.

Но амортизационные значения считаются для каждой ситуации отдельно. Ответственные за бухгалтерию сотрудники выбирают, как и каким методом будет рассчитываться амортизация для принятого на баланс автомобиля.

Если говорить применительно к частному лицу, то для него не составит большого труда разобраться в том, как грамотно рассчитать амортизацию своего автомобиля на 1 км.

Первые шаги к этому начинаются с определения расходов на запчасти, замену масла, ремонт и прочие траты в течение года. Затем эту сумму нужно просто поделить на пройденное за год количество километров.

Это позволит понять, сколько денег вы тратите на 1 километр пробега. Топливо в расчёт не берётся.

Но на крупных предприятиях и в компаниях, где на балансе стоит большое количество различных транспортных средств, рассчитывать амортизацию намного сложнее. К каждому отдельному ТС применяется индивидуальный подход, поскольку они отличаются по норме амортизации, срокам полезного использования и прочим характеристикам.

У каждого метода есть свои особенности, как рассчитывается правильная амортизация для находящегося на балансе автомобиля. Её можно рассчитывать по пробегу, или использовать более простые методы.

Ведь на износ ТС, который определяется в процентах, влияет:

  • пробег;
  • износ из-за возраста авто;
  • показатель износа;
  • эксплуатационный фактический период;
  • регион;
  • корректирующий коэффициент и пр.

Чтобы не искать и не вычислять эти значения самостоятельно, используется соответствующая бухгалтерская литература, нормативные акты и прочие официальные документы.

При расчётах принято использовать следующие методы.

  1. Линейная методика. Суть заключается в том, что все отчисления равномерно распределяются на весь эксплуатационный период. То есть суммы списываются равными частями. У этого метода есть ряд преимуществ в виде простоты, удобства расчётов и одинакового распределения всей амортизации. Но методика не подойдёт организациям, которые заинтересованы в оплате большего процента в начальный эксплуатационный период после принятия транспортного средства на баланс. Также этот способ не даёт возможности вести учёт моментального ремонта автомобиля, подвергнувшегося моральному износу.
  2. Уменьшаемый остаток. Особенностью метода является выполнение наибольших отчислений именно в начальный период эксплуатации автотранспортного средства. Это обусловлено тем, что в этот период автомобиль обладает более высокой производительностью. Но постепенно она будет падать. Потому для многих компаний целесообразно провести амортизацию в первые несколько лет. При расчётах требуется знать начальную и остаточную стоимость ТС, а также длительность полезного использования.
  3. Отчисления по СПИ. Метод несколько похож на предыдущий способ расчёта. Считается ускоренным, поскольку максимальные отчисления осуществляются в начальный эксплуатационный период. Для вычислений в качестве основы используют начальную стоимость, при которой автомобиль брали на баланс.
  4. Ускоренный метод. Актуален для тех транспортных средств, которые находятся в аренде или лизинге. Для расчётов требуется умножить норму на специальный коэффициент. Он может составлять от 1 до 3. При этом применяются целые и дробные числа. Такая методика позволяет снизить доходный налог в период аренды, уменьшить имущественные налоги на ТС и выкупить арендованное транспортное средство по стоимости, которая будет в несколько раз ниже начальной.

Если отчёты требуется сдавать для бухгалтерского и налогового учёта, оптимальным выбором станет линейный метод. Он подходит для обеих ситуаций.

Отчисления следует прекратить с первого числа того месяца, когда автотранспортное средство списали, либо же его уже амортизировали полностью.

Когда автомобили амортизированы, их остаточная стоимость приравнивается к нулю. Потому отображать машины на балансе не нужно.

На самом деле процесс расчётов амортизации достаточно сложный. Потому такую процедуру следует доверять исключительно квалифицированным специалистам. Процедура отчислений подразумевает использование целого ряда исходных данных. Многие из них усреднённые и могут браться из специализированной литературы, нормативно-правовых актов и пр.

Следует добавить, что при ремонте и модификации транспортных средств начисления допускается прекратить сроком до 1 года.

При передаче ТС по условиям договора, предусматривающим безвозмездное использование, начисления по амортизации также прекращаются.

Ещё одним исключением, когда амортизация не начисляется, является временная консервация. Это чаще всего встречается в работе сельскохозяйственных предприятий.

Источник: https://drivertip.ru/zhizn/kak-pravilno-rasschitat-amortizatsiyu-avtomobilya.html

Срок использования автомобиля для начисления амортизации – Юрист Владислав Анохин

Норма амортизации для транспортных средств

Подавляющее большинство предприятий используют в своей деятельности те или иные транспортные средства, как собственные, так и арендованные. На страницах нашего журнала мы не раз касались вопросов, связанных с приобретением, содержанием, эксплуатацией и выбытием транспортных средств. Совсем недавно была опубликована статья «Расходы на ГСМ: нормировать или нет?» (N 9, 2012).

Сегодня мы рассмотрим две спорные ситуации, связанные с определением срока полезного использования (СПИ) для автомобилей. Напомним, что согласно п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии с его СПИ.

Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Этот срок налогоплательщик определяет самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества и с учетом Классификации ОС .

Сложности с определением СПИ возникают в силу того, что не всегда понятно, к какой амортизационной группе относится то или иное транспортное средство, например при покупке дорогих иномарок представительского класса или в случаях, когда транспортное средство не подходит по описанию ни к одной из 10 амортизационных групп, указанных в Классификации ОС.

Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Срок полезного использования для легковых авто представительского класса

Согласно Классификации ОС легковые автомобили относятся к 3-й амортизационной группе, для которой установлен СПИ свыше трех лет до пяти лет включительно.

Легковые автомобили большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса относятся к 5-й амортизационной группе. СПИ для этой группы составляет свыше семи лет и до десяти лет включительно.

Таким образом, легковые автомобили высшего класса в любом случае (независимо от объема двигателя) должны попасть в 5-ю амортизационную группу. В качестве примера можно привести такую машину представительского класса, как Audi A8 3.0 TDI с объемом двигателя 2496 куб. см, то есть менее 3,5 л.

Нормативные документы по налогообложению не дают ответа на вопрос, что считать «высшим классом», а налоговые органы любую дорогую иномарку готовы отнести к этому классу. Понять их можно, ведь минимальный СПИ составляет для 5-й группы 85 месяцев, а для 3-й — всего 37 месяцев.

Если первоначальная стоимость автомобиля равняется, к примеру, 3 000 000 руб. и организация решит, что он относится к 3-й амортизационной группе, а СПИ определен как 37 мес., то ежемесячная сумма амортизации будет 81 081 руб. (3 000 000 руб. / 37 мес.).

В свою очередь, налоговая инспекция, решив, что автомобиль следует относить к 5-й амортизационной группе, пересчитает месячную сумму амортизации, исходя из СПИ, равного 85 мес. Она составит 35 294 руб. (3 000 000 руб. / 85 мес.).

Таким образом, месячная сумма амортизации, начисленная налогоплательщиком по такому автомобилю, более чем в два раза превышает сумму амортизации, рассчитанную налоговым инспектором. Это значит, что записи в акте налоговой проверки о занижении облагаемой базы по налогу на прибыль не избежать.

Итак, прежде всего бухгалтеру следует самому разобраться (а потом еще и доказать налоговому инспектору), к какой амортизационной группе (3-й или 5-й) относится легковой автомобиль, а для этого прежде всего нужно решить, является он автомобилем высшего класса или нет.

Источник: https://printscanner.ru/srok-poleznogo-ispolzovanija-avtomobilja/

Какой срок амортизации автомобиля в 2018 году

В статье будет идти речь об амортизации транспортного средства. Что это за процедура, для чего необходима, и как проводится – далее. Полная стоимость приобретенного транспортного средства сразу не списывается.

Она вычитается постепенно, в продолжение срока полезного использования. Амортизация рассчитывается как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Важно иметь представление о том, как правильно осуществлять амортизацию.

Общие сведения ↑

Амортизация автомобиля проводится с целью списать его стоимость по частям, когда они износили себя. Она считается, если – организация приобрела транспортное средство или был нанят сотрудник со своим транспортом.

Во время начисления амортизации нужно следовать правилам:

Необходимо определить срок службы автомобилей до полного начисления амортизации.

Способов начисления несколько:

  • линейный,
  • уменьшаемый остаток,
  • списание пропорционально объему выполненной работы,
  • ускоренный метод.

Наиболее простой – линейный. Высчитывается по легкой формуле. Рассмотрим на примере — компания приобрела транспортное средство стоимостью 500 000 рублей со сроком службы 10 лет.

Источник: http://vlad1.ru/srok-ispolzovaniya-avtomobilya-dlya-nachisleniya-amortizatsii/

Правовое Дело
Добавить комментарий