17 статья конституции рб

Зачем Лукашенко собрался менять Конституцию Беларуси | FaceNews.ua: новости Украины

17 статья конституции рб

Полгода назад президент Лукашенко анонсировал изменения в белорусскую конституцию. Их суть до сих пор не известена. DW выясняла, в чем причина и какова цель поправок в Основной закон.

Разговоры о вероятном изменении Конституции Беларуси начались еще в 2018 году – правда, тогда президент Александр Лукашенко решительно отверг эту идею. Однако год спустя, в марте 2019-го, глава государства вернулся к этому вопросу в ходе “Большого разговора”.

Он сообщил, что дал поручение Конституционному суду разработать проект новой конституции, предусматривающий перераспределение полномочий между ветвями власти и даже возможный переход на выборы парламента по партийным спискам.

Эту информацию Лукашенко повторил и во время ежегодного послания к народу и парламенту в апреле 2019 года.

В современной истории Беларуси изменения конституции вещь не новая: поправки в Основной закон вносились в 1996 и 2004 годах. Но тогда для этого существовали очевидные политические предпосылки.

В 1996 году принятие поправок стало следствием продолжительного конфликта между президентом и парламентом, а изменения 2004 года были необходимы для того, чтобы дать возможность Лукашенко переизбираться на пост главы государства неограниченное количество раз.

Чем на этот раз вызваны планы перекроить конституцию, выясняла DW.

Поправки в Конституцию РБ – тайно и недемократично

По прошествии полугода после высказываний президента так и не было объявлено, какие именно изменения ждут белорусскую конституцию, в какие сроки их стоит ожидать, а также будет ли это новая конституция или поправки в действующую.

Минский аналитик Владимир Мацкевич не видит в этом ничего удивительного, ведь, напомнил он, подготовка всех предыдущих изменений в конституцию также проходила в Беларуси тайно и кулуарно, и только потом соответствующие проекты представлялись обществу.

В пресс-службе администрации президента Беларуси в ответ на запрос DW пояснили, что подготовить проект изменений конституции было поручено судьям Конституционного суда: “Президентом было предложено проработать, в частности, вопросы распределения функций между ветвями власти, усиления роли исполнительной власти, а также провести анализ действующей избирательной системы”.

Однако о сроках и конкретном характере возможных изменений в Основной закон в администрации президента ничего не ответили. Также пресс-служба не пояснила, будет ли это новая редакция конституции или поправки в действующую – этот вопрос решится “в зависимости от объема и характера предложенных изменений”.

Конституция должна быть общественным делом

В Конституционном суде Беларуси DW подтвердили, что его судьи занимаются разработкой предложений по совершенствованию конституции: “Судьи изучают опыт зарубежных стран, их конституции, научные труды на эту тему, но о конкретных статьях и темах для изменения говорить пока преждевременно”. Более подробную информацию получить не удалось.

Между тем в Беларуси сейчас не так много специалистов по конституционному праву, уровень которых достаточен для подготовки поправок в конституцию, тем более – для написания новой.

Судья Конституционного суда в отставке, профессор Белгосуниверситета Михаил Чудаков, принимавший участие в разработке проекта Конституции Беларуси, принятой в марте 1994 года, рассказал DW, что на этот раз к нему никто за экспертизой не обращался.

Григорий Василевич, который также занимался подготовкой первой белорусской конституции, а впоследствии был председателем Конституционного суда и генпрокурором Беларуси, на вопрос DW ответил, что ему известно только то, что и общественности.

В свою очередь Михаил Пастухов, доктор юридических наук и судья Конституционного суда РБ в 1994-1996 годах, не исключает, что изменения коснутся не только уже публично озвученных вопросов.

“Вероятно, будут “пряники” для народа – например, могут отменить смертную казнь, ввести должность уполномоченного по правам человека, дать больше возможностей для деятельности политических партий и перейти на смешанную избирательную систему при выборах в парламент”, – говорит Пастухов.

Шаг к Союзному государству

Владимир Мацкевич, со своей стороны, сомневается, что при нынешней ситуации в Беларуси может быть принята нормальная конституция – любые изменения, по его выражению, только укрепят недемократический режим.

Мацкевич считает, что намного важнее не то, что написано в конституции, а сама процедура ее принятия: “Если конституцию пишут никому неизвестные люди, без информирования народа и без согласования с ним – это практически государственный переворот, ведь конституция должна быть общественным делом”.

Рассуждая о причинах, которые подтолкнули президента к идее изменить Основной закон, Мацкевич отмечает, что сейчас для участия и победы Лукашенко на президентских выборах 2020 года нет абсолютно никаких преград – значит, изменение конституции связано с чем-то другим.

Эксперт полагает, что причиной может быть планируемое углубление интеграции Беларуси и России в рамках Союзного государства. Мацкевич не исключает, что в конституции РБ появится положение о приоритете Союзного договора над законами Беларуси – для страны это, по мнению эксперта, означает фактическую аннексию.

Конституция для преемника Лукашенко

Другая вероятная причина изменения действующей Конституции Беларуси – подготовка ухода из власти Лукашенко, 25 лет бессменно правящего страной. Михаил Пастухов указывает в этой связи, что главный вопрос при изменении белорусской конституции – вопрос о президенте: “Этим способом Александр Лукашенко хочет обеспечить мягкий транзит своей власти”.

Сам Лукашенко не раз заявлял, что не собирается оставлять преемнику так много власти, как есть сейчас у него.

Анонсируя планируемые изменения в Основной закон, президент заверил, что “навластвовался” и хочет оставить следующему главе государства конституцию, в которой будут перераспределены полномочия между ветвями власти. По словам Лукашенко, Беларусь прошла тот этап, когда ей нужна была сильная президентская власть.

Эту версию поддерживает и Владимир Мацкевич: “Возможно, новая конституция будет гарантировать Лукашенко после его ухода определенные привилегии – например, что-то вроде статуса елбасы в Казахстане, а также обеспечит приход правильного преемника”.

Подписывайтесь на наши каналы о России, Германии и Европе в | | | | Telegram

Эта новость также на сайте Deutsche Welle.

Источник: https://www.facenews.ua/news/2019/457856/

Конституция республики беларусь

17 статья конституции рб

Мы,народ Республики Беларусь (Беларуси),исходяиз ответственности за настоящее ибудущее Беларуси,сознаваясебя полноправным субъектом мировогосообщества и подтверждая своюприверженность общечеловеческимценностям,основываясьна своем неотъемлемом праве насамоопределение,опираясьна многовековую историю развитиябелорусской государственности,стремясьутвердить права и свободы каждогогражданина Республики Беларусь,желаяобеспечить гражданское согласие,незыблемые устои народовластия иправового государства,принимаемнастоящую Конституцию – ОсновнойЗакон Республики Беларусь.

Раздел і. Основы конституционного строя

Статья 1. РеспубликаБеларусь – унитарное демократическоесоциальное правовое государство.

РеспубликаБеларусь обладает верховенством иполнотой власти на своей территории,самостоятельно осуществляет внутреннююи внешнюю политику.

РеспубликаБеларусь защищает свою независимостьи территориальную целостность,конституционный строй, обеспечиваетзаконность и правопорядок.

Статья 2. Человек,его права, свободы и гарантии их реализацииявляются высшей ценностью и цельюобщества и государства.

Государствоответственно перед гражданином засоздание условий для свободного идостойного развития личности. Гражданинответствен перед государством занеукоснительное исполнение обязанностей,возложенных на него Конституцией.

Статья 3. Единственнымисточником государственной власти иносителем суверенитета в РеспубликеБеларусь является народ. Народ осуществляетсвою власть непосредственно, черезпредставительные и иные органы в формахи пределах, определенных Конституцией.

Любыедействия по изменению конституционногостроя и достижению государственнойвласти насильственными методами, атакже путем иного нарушения законовРеспублики Беларусь наказываютсясогласно закону.

Статья 4. Демократияв Республике Беларусь осуществляетсяна основе многообразия политическихинститутов, идеологий и мнений.

Идеологияполитических партий, религиозных илииных общественных объединений, социальныхгрупп не может устанавливаться в качествеобязательной для граждан.

Статья 5. Политическиепартии, другие общественные объединения,действуя в рамках Конституции и законовРеспублики Беларусь, содействуютвыявлению и выражению политическойволи граждан, участвуют в выборах.

Политическиепартии и другие общественные объединенияимеют право пользоваться государственнымисредствами массовой информации впорядке, определенном законодательством.

Запрещаетсясоздание и деятельность политическихпартий, а равно других общественныхобъединений, имеющих целью насильственноеизменение конституционного строя либоведущих пропаганду войны, социальной,национальной, религиозной и расовойвражды.

Статья 6. Государственнаявласть в Республике Беларусь осуществляетсяна основе разделения ее на законодательную,исполнительную и судебную. Государственныеорганы в пределах своих полномочийсамостоятельны: они взаимодействуютмежду собой, сдерживают и уравновешиваютдруг друга.

Статья 7. ВРеспублике Беларусь устанавливаетсяпринцип верховенства права.

Государство,все его органы и должностные лицадействуют в пределах Конституции ипринятых в соответствии с ней актовзаконодательства.

Правовыеакты или их отдельные положения,признанные в установленном закономпорядке противоречащими положениямКонституции, не имеют юридической силы.

Нормативныеакты государственных органов публикуютсяили доводятся до всеобщего сведенияиным предусмотренным законом способом.

Статья 8. РеспубликаБеларусь признает приоритет общепризнанныхпринципов международного права иобеспечивает соответствие имзаконодательства.

Республика Беларусьв соответствии с нормами международногоправа может на добровольной основевходить в межгосударственные образованияи выходить из них.

Не допускаетсязаключение международных договоров,которые противоречат Конституции.

Статья 9. ТерриторияРеспублики Беларусь является естественнымусловием существования и пространственнымпределом самоопределения народа, основойего благосостояния и суверенитетаРеспублики Беларусь.

Территория Беларусиедина и неотчуждаема.

Территорияделится на области, районы, города ииные административно-территориальныеединицы. Административно-территориальноеделение государства определяетсязаконодательством.

Статья 10. ГражданинуРеспублики Беларусь гарантируетсязащита и покровительство государствакак на территории Беларуси, так и за еепределами.

Никтоне может быть лишен гражданства РеспубликиБеларусь или права изменить гражданство.

ГражданинРеспублики Беларусь не может быть выданиностранному государству, если иное непредусмотрено международными договорамиРеспублики Беларусь.

Приобретениеи утрата гражданства осуществляются всоответствии с законом.

Статья 11. Иностранныеграждане и лица без гражданства натерритории Беларуси пользуются правамии свободами и исполняют обязанностинаравне с гражданами Республики Беларусь,если иное не определено Конституцией,законами и международными договорами.

Статья 12. РеспубликаБеларусь может предоставлять правоубежища лицам, преследуемым в другихгосударствах за политические, религиозныеубеждения или национальную принадлежность.

Статья 13. Собственностьможет быть государственной и частной.

Государствопредоставляет всем равные права дляосуществления хозяйственной и инойдеятельности, кроме запрещенной законом,и гарантирует равную защиту и равныеусловия для развития всех формсобственности.

Государствоспособствует развитию кооперации.

Государствогарантирует всем равные возможностисвободного использования способностейи имущества для предпринимательской ииной не запрещенной законом экономическойдеятельности.

Государствоосуществляет регулирование экономическойдеятельности в интересах человека иобщества; обеспечивает направление икоординацию государственной и частнойэкономической деятельности в социальныхцелях.

Недра,воды, леса составляют исключительнуюсобственность государства. Землисельскохозяйственного назначениянаходятся в собственности государства.

Закономмогут быть определены и другие объекты,которые находятся только в собственностигосударства, либо установлен особыйпорядок перехода их в частную собственность,а также закреплено исключительное правогосударства на осуществление отдельныхвидов деятельности.

https://www.youtube.com/watch?v=KvvIB4C0Pfk

Государствогарантирует трудящимся право приниматьучастие в управлении предприятиями,организациями и учреждениями с цельюповышения эффективности их работы иулучшения социально-экономическогоуровня жизни.

Статья 14. Государстворегулирует отношения между социальными,национальными и другими общностями наоснове принципов равенства передзаконом, уважения их прав и интересов.

Отношенияв социально-трудовой сфере между органамигосударственного управления, объединенияминанимателей и профессиональными союзамиосуществляются на принципах социальногопартнерства и взаимодействия сторон.

Статья 15. Государствоответственно за сохранениеисторико-культурного и духовногонаследия, свободное развитие культурвсех национальных общностей, проживающихв Республике Беларусь.

Статья 16. Религиии вероисповедания равны перед законом.

Взаимоотношениягосударства и религиозных организацийрегулируются законом с учетом их влиянияна формирование духовных, культурныхи государственных традиций белорусскогонарода.

Запрещаетсядеятельность религиозных организаций,их органов и представителей, котораянаправлена против суверенитета РеспубликиБеларусь, ее конституционного строя игражданского согласия либо сопряженас нарушением прав и свобод граждан, атакже препятствует исполнению гражданамиих государственных, общественных,семейных обязанностей или наносит вредих здоровью и нравственности.

Статья 17. Государственнымиязыками в Республике Беларусь являютсябелорусский и русский языки.

Статья 18. РеспубликаБеларусь в своей внешней политикеисходит из принципов равенства государств,неприменения силы или угрозы силой,нерушимости границ, мирного урегулированияспоров, невмешательства во внутренниедела и других общепризнанных принципови норм международного права.

РеспубликаБеларусь ставит целью сделать своютерриторию безъядерной зоной, агосударство – нейтральным.

Статья 19. СимволамиРеспублики Беларусь как суверенногогосударства являются ее Государственныйфлаг, Государственный герб и Государственныйгимн.

Статья 20. СтолицаРеспублики Беларусь – город Минск.

Статус городаМинска определяется законом.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5250443/

Правовое Дело
Добавить комментарий